Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85




Разговор начальника с подчиненным

В двух словах о том, почему за столом, где ведется разговор начальника с подчиненными, должны говорить не старшие, а младшие.

Есть несколько типов диалога, как минимум три штуки: диалог управляющий, диалог диалектический, диалог полемический. В школах ораторского искусства больше всего уделяют сил и внимания последнему. Зато про первый мы обычно говорим одну вещь, которая сильно удивляет слушателей.

Маленькие впечатления от большого города

Про Питер. Почти эссе.

Обожаю культурные налеты: пришел, увидел, разочаровался – и дальше. Санкт-Петербург за два дня? Легко.

Фотографии. Питер не фотогеничен. То есть, фотографии, конечно, получаются, они даже где-то красивы, но нисколько не передают атмосферу города, его настроение. Петербург лучше не фотографировать, о нем надо рассказывать. И, кстати, в Питере лучше не жить, а приезжать туда отдыхать.

Невский. Петербург – это город одной улицы и бесконечного праздника на ней. Невский проспект начинается от Александро-Невской Лавры и заканчивается у Эрмитажа, на нем есть все – от ресторанов до кинотеатров, от бутиков до музеев. Поскольку я приехал в шесть утра, то сразу наткнулся на то, что остается от праздника поутру – на усталую клубную публику, расползающуюся по домам после бурной ночи. Совсем не то на Невском вечером, такое впечатление, что все питерцы только и ждут, когда закончится рабочий день и можно будет отправиться отдыхать. А отдыхают все на Невском.

Как мы искали невесту для друга

Большой текст про трудности предсвадебного периода человека, который решил жениться до того, как понял, на ком именно.

Нас было четверо, и у нас был общий друг.

С него-то всё и началось – он отучился три года в семинарии и внезапно осознал, что перед рукоположением во священники ему придется жениться. Строго говоря, за него осознали это мы, поскольку он был очень ленив до всего, что не касалось учебы. Осознав это, мы помогли ему принять волевое решение – сыграть свадьбу непременно в мае.

А был сентябрь.

Для нахождения невесты у нас имелось восемь месяцев. Говорю «у нас», имея в виду только нас четверых, поскольку друг наш сразу устранился почти от всех забот, убедительно сославшись на библейскую практику нахождения невесты с помощью рабов. Как это сделал, например, раб Авраама, нашедший невесту для Исаака. Раба звали Елеазаром, наш друг решил называть своих рабов так же. Сложением наших лучших качеств итоговый «Елеазар XXI века» получился таковым: сто четыре года, кандидат наук, поэт и спортсмен, ценитель классической музыки, рыбалки и живописи, любитель тяжелого физического труда, утонченно интеллектуальных споров и любитель модно одеться. Наш друг назвал такого елеазара «вполне сносным», и выдвинул свои требования к искомой невесте.

Тут мы столкнулись с первой сложностью.

Пиар, презентация, харизма, имидж и старая добрая риторика

Заметка о месте риторики в современном мире — о пиарщиках, человеке, форме и содержании.

Никто не хочет хорошо говорить, все хотят быть хорошими ораторами. Никто не хочет убеждать, все хотят производить впечатление. Никому не интересно содержание, всем интересны отзывы.

Когда-то давным-давно, когда пиар в России существовал в самом зачаточном своем состоянии, среди пиарщиков был популярен такой анекдот, поясняющий их заказчикам и им самим, чем же они занимаются:

На вечеринке вы увидели девушку неземной красоты. Вы подходите и говорите ей, что вы изумительно хороши в постели. Это самопродвижение. Вы подсылаете к ней друга, и он говорит, что вы изумительно хороши в постели. Это реклама. Вы приходите на вечеринку, видите девушку неземной красоты, она подходит к вам и говорит: «Я слышала, вы изумительно хороши в постели». Это пиар.

Когда такой анекдот появился (скорее всего, он все-таки перевелся с английского, как и все, связанное с пиаром) ни у кого не возникало даже тени сомнения, что главный герой этого анекдота действительно изумительно хорош в постели.

Но ситуация изменилась.

Ораторское упражнение девятнадцатое

Упражнение для развития речи, которое эксплуатирует несчастье Ипполита.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение девятнадцатое.

Кажется, в обязательной школьной программе есть этот (великий) стих Велимира Хлебникова:

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» – тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

О факультативах

Три умных слова, которые можно выучить после того, как выучена риторика.

Что изучать рядом с риторикой?

Хрия: как говорить умно, почти не думая

Хрия — комплексный аргумент, который позволяет создавать целые речи, не прилагая особых усилий.

Иногда приходится говорить речи экспромтом.

Не тосты, не поздравления, а именно речи, от которых ждут мыслей и аргументированной позиции. Представить ситуацию, когда у вас нет своей позиции, мы не можем, но зато легко представляем, как вам суют в руки микрофон, а у вас в голове только одна единственная мысль и ни одного аргумента. И нужно говорить речь, поскольку просто ответом не отделаться.

«Что вы думаете о последней книжке Евгения Гришковца?» — «Он исписался / Это работа мастера». И? Для разговора такого ответа хватит, а для выступления нет.

Как быть? Запомните чудаковатое греческое слово «хрия». Это не ругательство, это то, что поможет вам говорить, избежав мучительных посещений курсов риторики.

Хрия – сложный аргумент, включающий в себя несколько простых аргументов, расположенных в определенном порядке, улучшающем их воздействие на слушателя. Придумали хрию давным-давно, но она хороша до сих пор тем, что в своей структуре повторяет естественный ход развертывания мысли – это значит, что ваше выступление на её основе будет выглядеть совершенно непринужденно, понятно и логично. Если вы освоите хрию, то вам будет достаточно легко превращать короткий ответ в развернутую речь.

Ораторское упражнение восемнадцатое

Упражнение для улучшение речи, основанное на одном из самых гнусных способов ухудшения языка.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение восемнадцатое.

Аббревиатуры уродуют язык. Аббревиатура как узелок на нитке, который застрял в иголке и не позволяет шить дальше. В нашем языке эти узелки стали множиться в советскую эпоху – то ли от безграмотности, то ли от желания даже на уровне речи быть непохожими на прогнивший царизм и прочий хищный капитализм.

Надгробная речь

Тема : Примеры

Надгробная речь на похоронах от имени близкого друга.

Вы помните, как вы впервые встретили N?

Нет-нет, не для того, чтобы спровоцировать прилив ностальгии я прошу вас вспомнить эту первую встречу. Нет. А для того, чтобы сказать – каждый из нас встретится с ним еще раз, и эта вторая встреча будет совсем иной.

Когда мы встретимся с N после собственной смерти, мы узнаем его, но он может не узнать нас.

Это будет странная встреча. N останется таким же «идущим по жизни смеясь», с импонирующим остроумием, заражающим легкомыслием, и, при этом, с глубоким и очень непростым внутренним миром. N встретит нас таким, каким мы его сейчас провожаем. А мы – изменимся.

За десятилетия своей жизни мы научимся по-настоящему лицемерить и искренне лгать. Мы не раз отвернемся друг от друга, и, что еще хуже, мы друг друга просто забудем. Наша душа обрастет грехами, как старое дерево обрастает коростными бородавками. Мы станем противны в своей осторожности и взвешенности суждений и отвратительны в своей мелочности. Мы станем скучны. У нас за плечами будет тяжелый груз опыта прожитых на земле лет, груз затаенных обид и разбившихся вдребезги мечтаний. Опыт разочарований.

Об идеальной речи

Монашеская мудрость.

Один игумен пришел к старцу за советом:
– Отче, какой должна быть проповедь?

Речь президента на Параде 9 мая

Анализ речи, который не удался, потому что во время анализа выяснилось, что никакой речи не было.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

А про речь на Параде — мы не хотели её анализировать.

Все-таки это действительно большой праздник, единственный общенациональный праздник, и каким бы ни было выступление главы государства, оно все равно является этого торжества неотъемлемой частью. Критиковать его как-то не с руки.

Но потом, посмотрев на реакцию людей, мы решили парой строк отписаться. Без серьезного анализа, просто короткой заметкой.

Дело в том, что никто не понял, о чем говорил президент. Люди, обыкновенные люди, выслушав речь, сразу ее забыли, это видно по обсуждениям в блогах: солнцезащитные очки Дмитрия Анатольевича обсуждались чаще, чем его слова. Журналисты, которым забыть речь никак нельзя, поскольку нужно пересказывать ее в своих сюжетах, каких только мыслей из нее не выудили – пару дюжин точно. Если не знакомиться с оригинальным текстом, создается впечатление, что оратор говорил часа три, так много тем он успел поднять.

На самом же деле, выступление президента было коротким. Вы можете найти его на Кремлин.ру. Прочитайте его не торопясь и никогда, никогда так не говорите. Это не выступление, а ворох тезисов, не скрепленный ничем, кроме пафоса (кстати – вполне уместного, за пафос президента критиковать точно не стоит). Никакой структуры, никакой продуманности, без главной мысли, без аргументации, без оглядки на слушателей.

Новый дизайн

Тема : Новости

Студия риторики Аргументъ решила проявить милосердие к интернет-пользователям, интересующимся риторикой, и сменила дизайн своего сайта.

Теперь он не выглядит отвратительно, не правда ли?

Ораторское упражнение семнадцатое

Упражнение для развития речи, которое научит вас врать, и это чистая правда.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение семнадцатое.

Давайте научимся врать. Не для того, конечно, чтобы врать самим, а для того, чтобы без усилий различать ложь других. Потому что другие постоянно лгут. А мы, естественно, никогда.

Тезис речи

Тезис речи. Один из самых главных законов построения речи. Один из главных слагаемых успеха оратора. Почти тайное знание из самых недр ораторского искусства.

Когда мы только запустили наши ораторские курсы, нам казалось, что тема о тезисе речи настолько понятна и даже тривиальна, что останавливаться на ней нет особого смысла. Тем более – нет смысла эту тему разжевывать, давать на нее специальные практические задания и многократно повторять ее в течение всего курса. Мы жестоко ошибались.

Тезисом речи мы называем то, что в риторике принято называть «тезой речи» или «предложением речи». Нам кажется, что термин «тезис» понятнее. Так вот, тезис речи – это главная мысль выступления.

Когда оратор только обдумывал (если, конечно, обдумывал) свое выступление, он обязан был понять проблему аудитории; её немой, возможно пока несформулированный и зачастую даже неосознанный вопрос к нему. Задача ритора – решить проблему аудитории. Проблема его слушателей будет темой его речи.

А тезисом его речи будет решение этой проблемы аудитории.

Казалось бы, ничего сложного: вычленить проблемную ситуацию, сформулировать тему и придумать тезис. Собственно, ничего сложного нет и на самом деле. Но огромное количество публично говорящих людей не делают этого. Если проблему чувствуют более-менее все, если тему собственной речи могут обрисовать хотя бы некоторые, то тезис речи почти всегда остается далеко за пределами риторических способностей выступающих.

Это очень странно.

О пафосе

Пафос – это не только эмоции.

Пафос – это ваш волевой посыл к аудитории. Пафосом заканчивается речь, но придумываться она начинается тоже с него. Без него никуда. Пафос – это ощущение правды, которое вы хотите доказать с помощью аргументации.

Речь президента перед призерами зимней Олимпиады 2010

На примере речи первого лица государства разбирается одна из самых грубых ошибок ораторского искусства. Даже две ошибки.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева в его бытность президентом России. Почитайте.

Ну а сейчас, на основе речи президента перед призёрами зимней Олимпиады 2010 мы разберем принципы вступления и заключения, тем более, что теоретическую базу по этим двум частям речи мы уже разбирали в разделе Риторические вопросы. Настала пора посмотреть, насколько идеалу вступления и заключения соответствуют речи первого лица государства (который в нашей школе ораторского искусства не учился).

Материал как обычно берем с Кремлина.ру, выкладывая здесь только непосредственно интересующие нас начало и конец речи. Всю её рассматривать не будем, заметим только, что в ней слово «конечно» встречается восемь раз, причем иногда прямо в соседних предложениях, что откровенно режет слух. Это не особая беда, но лучше свою речь от подобных слов-паразитов беречь.

Итак, диспозиция: проигранная олимпиада, спортсмены ругают безответственное руководство, призеры пришли в Кремль за наградами из рук президента.

Наш адрес

Тема : Новости

Отныне студия риторики Аргументъ проводит свои занятия в бизнес-центре “Деловой” в Гостином Дворе и в бизнес-центре “Matrixoffice” на Шаболовке.

Наши новые адреса: http://www.argument-studio.ru/kontakty

Индивидуальные занятия как всегда — везде. Для компаний — на ваше усмотрение, можно у нас, можно у вас.

Ораторское упражнение шестнадцатое

Упражнение для развития речи (и мышления), которое познакомит вас с замечательными людьми — начиная с тех, кто наряжает новогоднюю ёлку летом, и до тех, кто сжигает на костре людей.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение шестнадцатое.

Знаете, чем пропаганда отличается от ораторской речи?

Оратор обязательно скажет вам, что делать, а пропагандист воздержится. Ораторская речь объясняет, как следует поступать, а пропаганда – нет. Пропаганда вообще скромна и деликатна, если уж на то пошло. Она не диктует, она лишь говорит, как устроен мир. А потом уже люди сами свободно действуют в предложенных обстоятельствах. Разумно и ответственно, но – в системе координат, заданной пропагандой.

Как долог путь к риторике любимой

Далеко не сразу все нынешние сотрудники студии риторики Аргументъ стали теми, кем стали – то есть сотрудниками студии Аргументъ, создателями тренингов риторики и вершителями судеб ораторского искусства в России. Их путь к риторическому счастью был тернист, замысловат и сложен. Перед вами лирическое воспоминание одного из преподавателей «Аргумента» о его давнишней работе в фастфуде.

Сядь на пенёк, съешь гамбургер.

Самое главное в приготовлении чизбургера, сказали мне, — не перепутать сыр. Класть надо плавленый, а не Честер, и тем более не Эмменталь. Конечно, все это кажется простым, но когда впервые видишь перед собой гриль, стол с подносами и всякой бургерной начинкой, холодильник с замороженными стейками, кучу разных булочек – можно растеряться, сказали старожилы. Мне не удалось, но учителям это не помешало рассказать пару жутких баек о своих первых днях на кухне. Приготовление быстрой еды в условиях перманентного цейтнота, нехватки опыта и орущих продавцов-кассиров. Учителя мои справились, теперь учили меня, славные люди, менеджеры.

Не одним чизбургером жив потребитель, говорили мне. До кучи всего ему нужно, потребителю. Суприм-чизы всякие, лонг-чикены, хот-доги, чизи, беконы-лонги, гамбургеры, всякого добра хочется потребителю. Поначалу даже запомнить сложно просто названия, не то что рецепты всего этого разнообразия. Ты уж постарайся, говорили мне, просто не будет, готовься. На кухне будешь месяц минимум, дальше пустим на кассу.

О начале «Аргумента»

Куда девать знание риторики? – задавались вопросом нынешние сотрудники школы ораторского искусства Аргументъ после окончания всяких вузов, и словно мушкетеры Дюма слонялись по городу, «разглядывая каждый булыжник мостовой.

Речь президента на молодежном форуме

Очередная гуманитарная помощь от спичрайтеров первого лица страны — кто лучше них напишет речь, которую столь легко разбирать на предмет ошибок?

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

Теперь без дополнительных предисловий давайте ознакомимся с разбираемым выступлением главы государства. Эта речь была произнесена Дмитрием Медведевым на всероссийском молодёжном Форуме победителей «Прорыв» 17 декабря 2009 года в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский». Цитируем по Кремлин.ру

***

Привет всем!

Сегодня здесь проходит Форум победителей. Все, кто присутствует в этом зале, все вы – победители. Победители не только в тех номинациях, которые здесь объявлялись, – победители в тех вопросах, в тех отраслях, которыми вы занимаетесь, в тех делах, которые вы делаете.

Я очень рад, что сегодня на этой сцене стоят такие выдающиеся люди. Знаете, когда говорят о молодёжи – любимая фраза, особенно взрослых людей, серьёзных, степенных: «У вас ещё всё впереди, вы – наше будущее». Мне бы хотелось сказать, что у вас уже сейчас всё есть. Вы уже принимаете самое активное участие в развитии нашей страны, вы уже работаете на благо нашего государства. И это, наверное, самое главное – чтобы наше государство становилось всё более сильным и мощным. А это могут сделать только молодые.

Завершение речи и ошибки завершения речи

Завершение речи. О кассовых сборах, сынах Шотландии, секретной формуле привлечения внимания и о черной тени зла – студия риторики Аргументъ рассказывает о том, как следует заканчивать публичную речь.

Все мы смотрели исторические голливудские фильмы. В каждом из них обязательно есть Главная битва, перед которой Главный герой говорит воодушивительную речь. Его соратники, поначалу колеблемые численностью и устрашающей мощью врага, после этой речи берут себя в руки и совершают чудеса героизма и самопожертвования ради своей Отчизны, Семьи, Демократии и кассовых сборов.

Так вот, эти голливудские речи на самом деле речами не являются, но зато представляют собой великолепные образцы завершения речей. То, что говорит Главный герой, это как раз завершение речи – той непроговоренной речи, которую являет собой фильм. И эти завершения несуществующих кинематографических речей прекрасны.