Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85




Речь президента перед призерами зимней Олимпиады 2010

На примере речи первого лица государства разбирается одна из самых грубых ошибок ораторского искусства. Даже две ошибки.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева в его бытность президентом России. Почитайте.

Ну а сейчас, на основе речи президента перед призёрами зимней Олимпиады 2010 мы разберем принципы вступления и заключения, тем более, что теоретическую базу по этим двум частям речи мы уже разбирали в разделе Риторические вопросы. Настала пора посмотреть, насколько идеалу вступления и заключения соответствуют речи первого лица государства (который в нашей школе ораторского искусства не учился).

Материал как обычно берем с Кремлина.ру, выкладывая здесь только непосредственно интересующие нас начало и конец речи. Всю её рассматривать не будем, заметим только, что в ней слово «конечно» встречается восемь раз, причем иногда прямо в соседних предложениях, что откровенно режет слух. Это не особая беда, но лучше свою речь от подобных слов-паразитов беречь.

Итак, диспозиция: проигранная олимпиада, спортсмены ругают безответственное руководство, призеры пришли в Кремль за наградами из рук президента.

Наш адрес

Тема : Новости

Отныне студия риторики Аргументъ проводит свои занятия в бизнес-центре “Деловой” в Гостином Дворе и в бизнес-центре “Matrixoffice” на Шаболовке.

Наши новые адреса: http://www.argument-studio.ru/kontakty

Индивидуальные занятия как всегда — везде. Для компаний — на ваше усмотрение, можно у нас, можно у вас.

Ораторское упражнение шестнадцатое

Упражнение для развития речи (и мышления), которое познакомит вас с замечательными людьми — начиная с тех, кто наряжает новогоднюю ёлку летом, и до тех, кто сжигает на костре людей.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение шестнадцатое.

Знаете, чем пропаганда отличается от ораторской речи?

Оратор обязательно скажет вам, что делать, а пропагандист воздержится. Ораторская речь объясняет, как следует поступать, а пропаганда – нет. Пропаганда вообще скромна и деликатна, если уж на то пошло. Она не диктует, она лишь говорит, как устроен мир. А потом уже люди сами свободно действуют в предложенных обстоятельствах. Разумно и ответственно, но – в системе координат, заданной пропагандой.

Как долог путь к риторике любимой

Далеко не сразу все нынешние сотрудники студии риторики Аргументъ стали теми, кем стали – то есть сотрудниками студии Аргументъ, создателями тренингов риторики и вершителями судеб ораторского искусства в России. Их путь к риторическому счастью был тернист, замысловат и сложен. Перед вами лирическое воспоминание одного из преподавателей «Аргумента» о его давнишней работе в фастфуде.

Сядь на пенёк, съешь гамбургер.

Самое главное в приготовлении чизбургера, сказали мне, — не перепутать сыр. Класть надо плавленый, а не Честер, и тем более не Эмменталь. Конечно, все это кажется простым, но когда впервые видишь перед собой гриль, стол с подносами и всякой бургерной начинкой, холодильник с замороженными стейками, кучу разных булочек – можно растеряться, сказали старожилы. Мне не удалось, но учителям это не помешало рассказать пару жутких баек о своих первых днях на кухне. Приготовление быстрой еды в условиях перманентного цейтнота, нехватки опыта и орущих продавцов-кассиров. Учителя мои справились, теперь учили меня, славные люди, менеджеры.

Не одним чизбургером жив потребитель, говорили мне. До кучи всего ему нужно, потребителю. Суприм-чизы всякие, лонг-чикены, хот-доги, чизи, беконы-лонги, гамбургеры, всякого добра хочется потребителю. Поначалу даже запомнить сложно просто названия, не то что рецепты всего этого разнообразия. Ты уж постарайся, говорили мне, просто не будет, готовься. На кухне будешь месяц минимум, дальше пустим на кассу.

О начале «Аргумента»

Куда девать знание риторики? – задавались вопросом нынешние сотрудники школы ораторского искусства Аргументъ после окончания всяких вузов, и словно мушкетеры Дюма слонялись по городу, «разглядывая каждый булыжник мостовой.

Речь президента на молодежном форуме

Очередная гуманитарная помощь от спичрайтеров первого лица страны — кто лучше них напишет речь, которую столь легко разбирать на предмет ошибок?

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

Теперь без дополнительных предисловий давайте ознакомимся с разбираемым выступлением главы государства. Эта речь была произнесена Дмитрием Медведевым на всероссийском молодёжном Форуме победителей «Прорыв» 17 декабря 2009 года в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский». Цитируем по Кремлин.ру

***

Привет всем!

Сегодня здесь проходит Форум победителей. Все, кто присутствует в этом зале, все вы – победители. Победители не только в тех номинациях, которые здесь объявлялись, – победители в тех вопросах, в тех отраслях, которыми вы занимаетесь, в тех делах, которые вы делаете.

Я очень рад, что сегодня на этой сцене стоят такие выдающиеся люди. Знаете, когда говорят о молодёжи – любимая фраза, особенно взрослых людей, серьёзных, степенных: «У вас ещё всё впереди, вы – наше будущее». Мне бы хотелось сказать, что у вас уже сейчас всё есть. Вы уже принимаете самое активное участие в развитии нашей страны, вы уже работаете на благо нашего государства. И это, наверное, самое главное – чтобы наше государство становилось всё более сильным и мощным. А это могут сделать только молодые.

Завершение речи и ошибки завершения речи

Завершение речи. О кассовых сборах, сынах Шотландии, секретной формуле привлечения внимания и о черной тени зла – студия риторики Аргументъ рассказывает о том, как следует заканчивать публичную речь.

Все мы смотрели исторические голливудские фильмы. В каждом из них обязательно есть Главная битва, перед которой Главный герой говорит воодушивительную речь. Его соратники, поначалу колеблемые численностью и устрашающей мощью врага, после этой речи берут себя в руки и совершают чудеса героизма и самопожертвования ради своей Отчизны, Семьи, Демократии и кассовых сборов.

Так вот, эти голливудские речи на самом деле речами не являются, но зато представляют собой великолепные образцы завершения речей. То, что говорит Главный герой, это как раз завершение речи – той непроговоренной речи, которую являет собой фильм. И эти завершения несуществующих кинематографических речей прекрасны.

Ораторское упражнение пятнадцатое

Упражнение для развития речи, в котором упоминается цезарь, его жена и ее добродетели.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение пятнадцатое.

Панегирик – это похвальная публичная речь.

Вот отрывок из выступления Плиния Младшего в адрес императора Траяна, посвящённый его (то есть Траяна) жене:

Требуется преподаватель

Тема : Новости

Студия риторики Аргументъ недооценила спрос на классическую риторику в ее современном изложении и теперь нуждается в увеличении количества своих преподавателей.

Требования к кандидатам:

О презентациях

– Входят ли в программу студии риторики Аргументъ правила подготовки презентаций?

– Да, но

Препинания о знаки препинания

Преподаватель школы ораторского искусства Аргументъ делится своей неожиданной трудностью: о знаках препинания, Лермонтове, полном месяце и перевернутом восклицательном знаке.

В последние дни меня очень беспокоят знаки препинания.

Они просто оккупировали мой мозг и безраздельно властвуют над моей душой: теперь препинаюсь где ни попадя, а это довольно болезненно. Был у меня один преподаватель, который был хорош, но очень часто говорил «э-э-э». Я не замечал этого совершенно, а потом мне указали, и началась каторга – стал слышать только эти «э-э-э» и вскоре буквально возненавидел доцента и его предмет заодно. Сейчас то же самое со знаками препинания, лезут отовсюду в мои глаза, жить не дают.

Вот как обращался с ними Лермонтов в «Герое».

1. «Велев ему выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат… что это? Наконец из сеней выполз мальчик лет четырнадцати».

В одном предложении два тире, многоточие и точка с запятой, притом, что предложение помещается на двух строчках.

Речь президента на Новый год

О главной речи страны, о речи, которую слушают все, и о том, почему этого следует избегать.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

А сейчас на основе Новогодней речи мы поговорим о том, что на курсах риторики называют «тезисом речи». Тезис – это главная мысль вашего выступления, то самое, что вы хотите оставить в головах слушателей.

Это та ваша мысль, которую вы хотите сделать мыслью вашей аудитории. У людей после выступления должно не просто сложиться «общее впечатление»; у них обязана появиться конкретная идея, с которой они, во-первых, согласны, а во-вторых – настолько ее хорошо понимают, что готовы транслировать её дальше.

Одна идея. Только одна, но она должна быть ясной, конкретной, хорошо объясненной и доказанной, и способной изменить если не жизнь, то хотя бы образ мышления ваших слушателей.

Итак, новогодняя речь президента. Взята с Кремлина.ру

Курсы риторики онлайн

Тема : Новости

Тем, кто не может посещать обычные курсы студии Аргументъ, а так же тем, кому нужна письменная риторика, и еще тем, кто далеко живёт, и тем, кто привык к дистанционному обучению, и тем, кто просто хочет, и вообще всем-всем-всем – риторика онлайн: http://www.argument-studio.ru/online

О риторах-теоретиках

Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!
Ах, то ли дело поглощать
За томом том, страницу за страницей!
И ночи зимние так весело летят,
И сердце так приятно бьётся!
А если редкий мне пергамент попадётся,
Я просто в небесах и бесконечно рад.

Ораторское упражнение четырнадцатое

Упражнение для развития речи и мышления, в котором много-много фактов.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение четырнадцатое.

При описании предмета у вас может возникнуть необходимость описывать этот предмет максимально подробно. При этом быстро и сходу. Когда? Прямо сейчас! Найдите глазами что-нибудь интересное. У вас есть пять минут, в которые вам нужно проговаривать вслух описание вещи, причём не останавливаться и не повторяться. Засекайте время и начинайте.

Семь ошибок вступления в речь

О матрице, блаженном Августине, доброжелательности и анекдотах — школа ораторского искусства Аргументъ рассказывает о семи главных ошибках вступления в речь.

Первая ошибка вступления. Оратор забыл о вступлении.

То есть сказал «Добрый день» и сразу полез в бурелом своих логических построений. Из университетских воспоминаний живо встает образ лысого преподавателя математики, который свою первую лекцию начал с того, что одновременно с закрытием двери в аудиторию, стал говорить: «Здравствуйте. Матрица – это прямоугольная таблица чисел, содержащая m строк одинаковой длины. Эти числа называются элементами матрицы. Место каждого элемента однозначно определяется…»

Так не пойдёт. Вступление – необходимая часть речи.

Вторая ошибка вступления. Оратор увлекся вступлением.

Ощущение бесконечного вступления производит «Исповедь» блаженного Августина. Там на каждой странице – по крайней мере, из первых ста – ждешь, когда же закончится предисловие и начнется сама книга. Но предисловие не кончается и приходится смиряться.

Аудиторию смиряться заставлять нельзя, она этого не простит. Вступление должно быть обязательно, но оно должно быть как можно более кратким. Длинные вступления приводят к тому, что слушатели теряют представление о содержании вашего выступления.

Можно я не буду любить Достоевского?

Акт публичного покаяния — преподаватель школы риторики Аргументъ признаётся в том, что не любит великого Федора Михайловича.

Художественное слово и риторика вещи не то что совсем уж несовместные, но точно – совместные плохо. Любить литературу умеет каждый, но это совершенно не помогает писать самому. Писать самому помогают курсы риторики, а не заставленные книгами полки. Вот почему среди сотрудников «Аргумента» принято недолюбливать наших гениев слова. В учебных целях, так сказать.

Какой-то ограниченный круг знакомых образовался у меня – он ограничен в своей единодушной любви к Достоевскому. Поначалу меня удивляли только те из них, кто осилил всего, или «почти-почти всего» Федора Михайловича – ведь я-то, прочитав лишь его романы, понял, что это удовольствие для мазохистов от литературы. Но потом меня все больше стали поражать люди Достоевского не читавшие, а только собирающиеся к нему приступить, но при этом уже горячо его любящие. Всё это отдавало этикой корпоративной лояльности, и я испугался – уж, может, образованному русскому и вовсе нельзя не любить Достоевского?

Когда я говорю, что мне не нравится Достоевский, знакомые улыбаются, думая, что это наигранный эпатаж, ведь как можно не любить Достоевского! Что вы, что вы – как можно?! Их искренность подкупает, а уверенность в своей единственно-возможной правоте буквально обезоруживает. Потому я не буду пытаться что-то особенно доказать, как-то обосновать мое неприятие Достоевского, лучше просто расскажу, как есть. Как на приёме у врача: «Да, доктор, я вот такой – скажите, болен ли я?»

Софистика

Если бы мы преподавали не риторику, а софистику, то нашим лозунгом было бы вот это: «Vulgus vult decipi ergo decipiatur».

Толпа хочет быть обманутой, следовательно – будем обманывать.

Но мы не преподаем софистику.

Зачем нужно искать ошибки в речах президента России

Только глупцы учатся на своих ошибках, остальные учатся на ошибках других. В рубрике «Речи президента» мы будем разбирать речи президента России Дмитрия Медведева и на ошибках этих речей учиться говорить правильно.

Почему в качестве предмета разбора мы выбрали речи именно президента, долго объяснять, наверное, не стоит. А кого еще? Кто из ныне живущих известных публичных людей регулярно высказывается по совершенно разным вопросам? Нам нужна, во-первых, доступность речей, во-вторых, их разнообразие, так что никого лучше президента не найти.

Сразу заявляем, что интерес к президентскому слову у нас исключительно «учебный», а наша критика, ежели она вообще будет, носит подчеркнуто уважительный и доброжелательный характер, касаясь только риторической стороны, а не сути. Мы не политики. Мы наняли президента на последних выборах, мы платим ему зарплату из наших налогов и вполне довольны его работой. И не считаем себя компетентнее его в вопросах, которыми он занимается. Мы всего лишь риторы, рассматривающие президентские речи в качестве материала наших занятий, и не больше.

Этот анализ не будет профессионально-филологическим. Не кандидатскую работу мы пишем, а работаем в рамках поп-риторики; нас не интересуют точные определения, и желания раскладывать по полочкам особенности речей Дмитрия Анатольевича у нас нет и в помине. Нашей задачей будет помощь ученикам школы «Аргументъ» в освоении основных законов красноречия на курсах риторики, а не скопчески-классификаторское издевательство над выступлениями президента.

Риторика: от зарождения к вырождению

Самый краткий очерк истории ораторского искусства.

Наука о языке вообще возникла так давно, что ученые не стесняются ошибаться в датировках лет эдак на тысячу – возникла она 2-3 тыс. лет до Р.Х. Где-то в Китае, Индии или Египте, или всюду там разом. Но для нас, европейцев, значение имеют не китайские изыскания, а греческие.

В пятом веке до Р.Х. у греков риторика вполне отпочковалась от философии, хотя занимались ею только философы. До сих пор это является некоторой проблемой, поскольку философские корни риторики мешают ее усвоению «в три приема за семь уроков». Логика, например, являясь неотъемлемой и необходимой частью риторики, вообще с огромным трудом укладывается в головах современных студентов. Но мы отвлеклись.

Риторика появилась в Греции вместе с демократией, демократия ведь просто нуждается в демагогии. Демагогов воспитывали софисты, за огромные деньги они учили их «речи как инструменту управления». Учили структурировать желания, воли и умы людей посредством звучащего слова. Риторика была техникой, но и одновременно искусством, а слово было произведением этого искусства. Целью ораторских курсов было умение составлять завершенное высказывание.

Ораторское упражнение тринадцатое

Упражнение для развития речи, в котором наконец-то появляется Герой.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение тринадцатое.

Есть несколько способов интересно рассказать о чём-нибудь, и среди этих способов есть один правильный. Наша задача – овладеть им.

Для этого нам, во-первых, потребуется герой. Многотысячелетняя практика создания историй намекает нам, что без героя сложно. С героем всегда интереснее. Потому нам нужен герой. Придумайте его, найдите его, даже если у вас презентация на тему разведения арбузов или вторичной структуры РНК-компоненты теломеразы.

Женское в творчестве В.В.Розанова

Тема : Примеры

Околонаучная статья про великого русского стилиста и заодно почти философа.

Розанов стал модным философом сто лет спустя после своей смерти. То есть сейчас.

Ему посвящаются телевизионные программы [1] и музейные выставки [2], ему открываются памятники [3], самые неожиданные люди признаются в своей любви к его творчеству [4], и уже стали появляться работы не только о нем или его философии, но и просто о феномене возросшего интереса к нему [5].

Розанов воскрес благодаря тому, что Россия умирает. Он всю жизнь писал в защиту семьи и матери, в защиту нерожденного ребенка, а теперь эти темы стали актуальнее, чем в его время, потому он снова читаем и почитаем. Впрочем, достаточно быстро выяснилось, что Розанов может быть интересен и вне темы семьи, в первую очередь интересен своим языком и стилем, своими афоризмами. Уж «Опавшие листья» всякий современный интеллигент прочитать просто обязан.

Мы попытаемся показать, что эти два интереса к Розанову (к его главной теме и к его стилю) связаны.