Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Завершение речи и ошибки завершения речи

Завершение речи. О кассовых сборах, сынах Шотландии, секретной формуле привлечения внимания и о черной тени зла – студия риторики Аргументъ рассказывает о том, как следует заканчивать публичную речь.

Все мы смотрели исторические голливудские фильмы. В каждом из них обязательно есть Главная битва, перед которой Главный герой говорит воодушивительную речь. Его соратники, поначалу колеблемые численностью и устрашающей мощью врага, после этой речи берут себя в руки и совершают чудеса героизма и самопожертвования ради своей Отчизны, Семьи, Демократии и кассовых сборов.

Так вот, эти голливудские речи на самом деле речами не являются, но зато представляют собой великолепные образцы завершения речей. То, что говорит Главный герой, это как раз завершение речи – той непроговоренной речи, которую являет собой фильм. И эти завершения несуществующих кинематографических речей прекрасны.

Завершение речи

На курсах ораторского искусства учат, что каждое публичное выступление обязано иметь мощное завершение. Успех речи напрямую и чуть ли не всецело зависит от ее завершения. Даже если речь идеально выстроена и логична, все равно люди запомнят лучше всего последние слова оратора; а если выступление было неряшливым и аморфным, то заключение – это вообще единственное, что запомнят слушатели. Поэтому главной ошибкой завершения является недолжное внимание к нему при подготовке своего выступления.

Завершение принято делить на две части – обобщение и побуждение.

В обобщении вы резюмируете всё, вами сказанное, напоминаете еще раз основную мысль и главные доводы. На латыни эту часть высказывания называют рекапитуляцией (‘сжатое повторение’) и важно, чтобы рекапитуляция не выглядела капитуляцией. Ваша речь была новой, интересной и полнокровной, потому обобщение ее обязано быть максимально сочным и ярким.

Обобщение подводит к побуждению. В побуждении содержится призыв к действию или решению. Побуждение подталкивает слушателей к поступку. Именно эта последняя часть высказывания отвечает за пафос.

«Сыны Шотландии! Вы будете сражаться – и возможно умрёте. Это правда…Вы можете уйти и будете жить… Но много лет спустя, умирая в своей постели, разве не захочет каждый из вас променять все прожитые дни на этот? На сегодняшний день… Ради одной возможности… только одной возможности быть здесь и сказать нашим врагам… что они могут взять наши жизни… но они никогда не заберут нашу свободу!.. Alba gu brath!.. Alba gu brath!»

И потом — в бой за героем Мэла Гибсона из «Храброго сердца».

Если мы понимаем, что представляет собой завершение речи, то будет нетрудно выделить главные ошибки в его сочинении:

1. Завершение недостаточно краткое и нечетко выделено.

Среди ораторов ходит шутка, что если вы заметили усталость аудитории, то просто скажите «в конце своего выступления мне хотелось бы остановиться на…», и вам обеспечено внимание еще на полчаса минимум. Слушатели всегда внимательны к завершению, поэтому его нужно сделать удобным для них – коротким и отделенным от остальной речи.

2. Завершение недостаточно энергичное.

Эту ошибку допускают редко, но когда допускают – получается страшно.

3. Завершение непонятно аудитории.

То есть ваши слушатели не поняли, к чему, собственно, вы их призываете. Обычно заключение является наиболее плотной частью речи на риторические приёмы и изыски. Это понятно, на то она и квинтэссенция. Но не нужно слишком мудрить, в заключении ясность куда важнее красоты.

4. Завершение неоптимистично.

После вашей речи аудитория обязана быть уверена в своих силах; уверена, что она может сделать то, к чему ее призывал оратор. Потому будьте оптимистичны, даже если говорите на тяжелую тему.

5. Завершение излишне пафосно.

Пафос содержится в завершении. Но не стоит перегибать палку, неуместный пафос рассмешит ваших слушателей. Например, совещание со своими сотрудниками лучше не завершать призывом умереть на рабочем месте, но не сдать позиций в борьбе с конкурентом, «чёрной тенью зла покрывающим всё доброе, что осталось в этом мире».

Удачных вам завершений.