Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85




Анализ публичного выступления

Анализ публичного выступления должен начинаться с описания ситуации, в которой оратор говорил речь – без этого невозможно оценить ни силу выступления, ни его успешность. Саму же речь следует оценивать с точки зрения структуры, содержания и исполнения.

Ситуация, в которой произносится речь: люди в вашем городке превратились в зомби, вы с остатками нормальных людей укрылись в супермаркете, у вас кончилась вода и еда, вы решили взять слово.

Цель оратора: заставить людей перебраться в соседний супермаркет. Цель оратор выбирает самостоятельно, так что если мы ее не знаем, нам будет сложно оценить речь. Потому что свою цель оратор всегда соединяет с пользой аудитории, а иногда (в идеале) и вовсе не озвучивает свои цели, предлагая слушателям только решения их проблем.

Например, в нашем случае настоящей целью оратора может быть воссоединение с семьей, которая прячется в соседнем супермаркете. Но оратор не будет говорить о своей семье, поскольку слушателям это не интересно. Оратор будет говорить о том, что важно для них, в этом вся суть риторики.

Суть риторики

Что такое риторика простыми словами – умение красиво выступать? способность заводить аудиторию? навык аргументации и убеждения? талант переговорщика? знакомство с речами великих ораторов прошлого? всё это вместе?

Риторика – это наука о целесообразной коммуникации.

Не больше, но и не меньше. И не что-то другое. В этом определении важно каждое слово.

Во-первых, это действительно наука. Прикладная гуманитарная наука, ее можно изучать в университетах, ею занимаются высоколобые ученые, регулярно публикуя огромное количество мало кому интересной научной литературы. В риторике есть правила и законы, нарушая которые вы не сможете придать своей речи тот эффект, к которому стремитесь.

Если бы риторику создавали сейчас, а не во времена Аристотеля, сказали бы, что она создана на базе психологии, какой-нибудь психологии малых групп. То есть сначала мы изучаем, как говорящего человека воспринимают окружающие, потом, зная это, мы закладываем специальные структуры внутрь речи, которые помогают людям воспринимать нас лучше и проще. Речь может быть составлена по законам риторики и тогда она будет легко восприниматься, а может нарушать эти законы, законы восприятия, тогда она будет с большим трудом входить в головы слушателей.

Привлечение внимания аудитории

Приемы привлечения внимания аудитории, которые помогут стать харизматичным оратором даже без врожденных способностей, а только благодаря натренированным навыкам.

Оратор убеждает с помощью трех вещей – он убеждает своей личностью, содержанием высказывания и исполнением. Привлечение внимания аудитории относится к исполнению и является обязательной частью любого выступления по той простой причине, что любое внимание имеет тенденцию рассеиваться, тем более внимание аудитории.

Главный закон внимания

Внимание притягивает не яркость, как иногда ошибочно думают. Человек привыкает к яркости точно так же, как к серости. Яркость может быть – и часто становится – незаметным фоном, оставаясь при этом яркостью. Чтобы привлекать внимание, нам нужны изменения.

Привлекает отличие.

Девушка в купальнике на Красной площади будет интересна всем – она же в этом же наряде никому не будет интересна на пляже. Оратор должен искать отличие. Причем отличие от текущего положения вещей, то есть от себя самого, ведь оратор сам для себя является фоном. Всё, что он говорит, воспринимается на фоне того, что он же сам и сказал раньше. На фоне того, что он сказал, и на фоне того, как именно он это сделал.

Как увеличить словарный запас

Зачем, с помощью чего и как расширить словарный запас. Почему важен не просто словарный запас, а его активная часть. Причем тут Пушкин и полезно ли читать ради своего словарного запаса.

Не обращайте внимание на успокоительные заверения нейропсихологов, лингвистов и даже нейролигвистов – пусть они считают, что каждый образованный человек знает 80 тысяч слов, к нам это относится очень опосредованно. Ведь дело не в том, сколько слов мы знаем, а в том, каким количеством пользуемся.

Александр Пушкин в своих произведениях использовал около 24 тысяч слов. Много ли это? Это не просто много, это пугающе и непостижимо много! Кажется, к нему не может приблизиться не только никто из русскоговорящих авторов, но никто вообще. Например, Шекспир использовал около 20 тысяч слов (если отдельно считать разные временные формы одного глагола, то будет больше, но это откровенное читерство).

В общем, цените и читайте Пушкина (но делайте это правильно) – он создал наш современный язык.

И в этом языке есть очень мало слов, значения которых вы не знаете, и есть очень-очень-очень много слов, которые вы никогда не используете в своей речи. Так называемые пассивный и активный словарные запасы. Знаете всё – используете малую часть. Понятно, что свой активный словарный запас следует пополнять. Два вопроса – как и чем?

Три способа убеждения

Есть только три способа, которыми можно убеждать. Впрочем, они не совсем способы. Но их действительно только три.

Люди убеждаются, во-первых, личностью оратора, во-вторых, силой его высказывания и, в-третьих, красотой исполнения. А в лучшем случае – всем вместе.

Это работает не только в самом простом случае, когда на сцене стоит один человек и что-то говорит в зал, это работает всегда и везде. Мы покупаем вещи любимого бренда, даже если он не настигал нас яркой рекламой, потому что верим бренду – он в данном случае оратор. Мы верим пропаганде, потому что она продумана, выстроена и всеобъемлюща – это достаточно сильное высказывание, чтобы не нуждаться ни в ораторе, ни в красоте исполнения. Наконец, мы влюбляемся в красоту исполнения, хотя там может не оказаться никакого содержания, а оратор будет не лучших нравственных качеств.

Оратор – сила высказывания – красота исполнения.

В классической риторике эта тройка называется этос-логос-пафос, что выглядит менее понятно, зато звучит почти так же здорово, как Атос-Портос-Арамис. Если мы хотим убеждать, хорошо бы работать сразу в трех направлениях, а не ограничивать себя чем-нибудь одним.

Хороший тренер по ораторскому искусству

Искусство коммуникаций между людьми – это ораторское искусство. Оно вечно, как вечны и его преподаватели, которых теперь принято называть тренерами. Если вы хотите стать оратором, вы находите тренера и ждете от него, что он научит вас быть выдающимся спикером. Напрасно. Он не научит.

Прежде чем разбираться в причинах, давайте определимся, что мы понимаем под ораторским мастерством. Задача минимум для любого выступающего – не опозориться. Для этого не требуется сверхусилий: немного анализа проблемы слушателей, немного структуры монолога, чуть-чуть теории аргументации, пару жестов, три эмоции, добавить искренности, заблаговременно отрепетировать, и вот уже оратор готов. Всему этому тренеры ораторского искусства как раз могут научить, именно этим они и занимаются. Только это не ораторское искусство, а задача минимум.

Риторика – это управление людьми с помощью слова. В монологе, в диалоге, одним человеком или тысячами, расположенными к вам или критически настроенными, устной речью или письменной, не важно. Лишь бы было слово и желание управлять с его помощью. Оратор занимается не простым говорением речей или участием в переговорах, а вкладыванием в головы слушателей нужных ему мыслей, которые потом будут определять их поведение. Как в фильме «Начало» Кристофера Нолана, только без сновидений и перестрелок.

И вот таких ораторов тренеры создавать не хотят и по своей инициативе не будут.

Искусство манипуляции

Искусство манипуляции основано на преднамеренном выведении человеческой психики из равновесия. Манипуляции не относятся к ораторскому искусству, но почему-то всем кажется, что если человек умеет говорить – он должен уметь и манипулировать.

Проще всего манипулятора обнаружить в своем начальнике. Конечно, манипуляторами бывают не только начальники – подчиненные тоже бывают манипуляторами, дети бывают и родители, друзья и знакомые, хоть кто может быть манипулятором. Но именно на работе в условиях отношений между руководителем и его сотрудником манипуляции легче всего возникают и лучше всего приживаются. Среда располагает. Если мы разберемся с манипуляцией на работе, нам будет легче видеть ее в других сферах жизни.

Первый важный момент – психика. Про нее нужно знать, что она довольно устойчива и еще дополнительно стремится к устойчивости. Она подвижна и податлива, но при этом с трудом меняет свои формы. Как большая куча песка. Даже душевные болезни являются способом уравновешивания психики. Это нам кажется странным считать себя Наполеоном, но самому Наполеону комфортно, у него нет внутренних конфликтов и противоречий, а только внешние в виде санитаров. Или если человек думает, что он жираф, но при этом нормально социализирован – то пусть думает дальше. Мы лечим душевнобольных только в том случае, если их способ уравновесить свою психику опасен для общества. В остальном, уравновешенная любым способом психика – это хорошо.

Человека с уравновешенной психикой можно заставить что-нибудь делать только с помощью рациональных аргументов. Это сложно. Приходится доказывать правдивость фактов, убеждать в логичности своих выводов, опровергать противоположную точку зрения, демонстрировать свою компетентность. Сложно и долго, посмотрите программу курса риторики тут.

Ораторские упражнения. Книги

Все упражнения под одной обложкой.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Книга. Ораторские упражнения: практика студии «Аргументъ»

Ораторские упражнения

Что такое ораторское искусство

Тема : Видео

Перед началом изучения риторики следует понять, что такое ораторское искусство. Хотя бы для того, чтобы не изучать лишнего. Или вообще не изучать.

Полнота темы речи

Коротко о теме речи, то есть главной мысли ораторского высказывания, и о ключевых словах темы речи.

Вариант темы речи первый: «Для исправления демографической ситуации в стране нужно вводить многоженство».

Как правильно читать книги

Как правильно читать книги: о чтении, необходимости чтения, правильном чтении и о том чтении, которое следует называть неправильным.

Нам всем еще в школе вложили в голову мысль, что нужно читать книги. И даже объяснили, для чего именно. А мы все поверили. Так возникла самая читающая нация в мире.

Одно из объяснений необходимости чтения – чтобы лучше говорить и писать самому, ради улучшения своей речи, собственного языка. Это достойная цель. Риторика не исчерпывается поставленной речью, но и с большим трудом обходится без нее. Лучше уметь говорить, чем не уметь. Если человек умеет говорить, ему уже можно записываться на ораторские курсы.

Так что мы всецело за то, чтобы развивать речь, улучшать знание языка на уровне речи, то есть улучшать банальный навык составления предложений из слов и абзацев из предложений. Но как этому научиться? Вы не поверите, но лучший способ – читать. Правда. Только читать надо совсем не так, как мы читаем, а иначе.

Виды школ ораторского искусства

Они все называются школами риторики, но преподают совершенно разные вещи.

Каналы восприятия информации

Про каналы восприятия информации, несчастного Альберта Меграбяна и про необходимость говорить, даже если нас хорошо видят.

Считается, что до 80% информации человек получает с помощью глаз, то есть основной канал восприятия у нас визуальный.

На вопрос, кем именно и каким образом был установлен этот факт, ответа нет. Потому что это вовсе и не факт, он никогда не был никем установлен. Просто так принято думать в нашем современном псевдонаучном мире, где балом правят разные NewAge-терапии и всякие весёлые техники нейро-лингвистического программирования, выдающие себя за курсы риторики. Как можно подсчитать проценты, какой методикой пользоваться, что такое «информация» в данном случае – никого подобные скучные вопросы не интересуют.

Некоторые идут еще дальше и утверждают гораздо более детальные вещи, а именно: «Когда мы общаемся, только 7% нашего передаваемого сообщения содержится в словах, 38% содержится в тоне голоса, и 55% содержится в языке тела». Это уже вообще чушь за пределами дозволенного. Обычно ее приписывают Альберту Меграбяну, но совершенно зря. Посмотрите его статью в Journal of Personality and Social Psychology (Mehrabian, Albert, and Wiener, Morton. «Decoding of Inconsistent Communications»), позвольте ему отмыться от грязи невежественных интерпретаторов.

Цены на риторику

О ценообразовании школы риторики Аргументъ — о том, почему у нас так дорого, и о том, почему у нас так дешево.

Все и всегда интересуются ценами, и это нормально. Иногда и некоторые интересуются ценообразованием, и это прекрасно. Для нас разговор о ценах – это разговор о продукте, то есть о самих курсах риторики, которые мы предлагаем, потому мы с радостью говорим на эту тему.

Обычно два вопроса задают нам относительно цены. Вопрос первый – почему так дорого. Вопрос второй – почему так дёшево.

Ответим по очереди, но сначала о риторике.

Что такое ораторское искусство? про какого человека можно сказать, что он хороший оратор? Оратор умеет анализировать аудиторию и себя в глазах аудитории, умеет всесторонне обдумывать тему речи, убеждать с помощью разнообразной аргументации, выстраивать последовательность своего выступления, оратор владеет своей речью на уровне языка и на уровне эмоций, у него богатая жестовая база и отточенные рефлексы речевого управления слушателями.

То есть ораторское искусство – это комплексный набор сильно различных навыков от умения думать, до умения улыбаться, и всё это базируется на определенных теоретических знаниях.

Кому нужно ораторское искусство

Кому нужно ораторское искусство в самом полном его виде. Кто и зачем занимается индивидуально, кто и зачем индивидуально преподаёт. И что их объединяет.

Индивидуальные занятия ораторским искусством – исторически первое и одно из основных направлений деятельности студии риторики Аргументъ.

Мы считаем, что только индивидуальными занятиями можно вывести человека на максимально доступный для него уровень владения ораторским искусством. Без практики перед аудиторией, конечно, ничего не получится, но только индивидуальные занятия смогут раскрыть в человеке весь его потенциал. Именно люди, занимающиеся индивидуально, и являются теми, кому действительно нужно ораторское искусство.

Признаемся, индивидуальные занятия гораздо интереснее и для преподавателя. В группе у него существенно меньше профессиональных вызовов и задач, в групповых занятиях он никогда не растёт над собой и не совершенствуется.

Великие и мы: суть красноречия

Платон, Толстой, Эмерсон, Квинтилиан о сути красноречия.

Платон сказал как-то: «Красноречие есть искусство управлять умами». Это нужно помнить всегда и стараться не выступать перед аудиторией, в которой количество голов значительно превосходит количество умов.

Граф Лев Толстой предвосхитил современную практику расторможенного словоизвержения: «Больше всего говорит тот, кому нечего сказать». И ведь это слова человека, написавшего «Войну и мир»!

Риторика для менеджеров

О том, что должен знать менеджер, если хочет изучать риторику. А также о том, что ему предстоит узнать, когда он начнет изучать риторику. И еще о том, что ему категорически не понравится, если он начнет изучать риторику. Статья для журнала “Консультант”.

Риторика – это наука о целесообразном слове, и это прикладная наука.

Возникла она давно, в Древней Греции, одновременно с зарождением демократии. Хотите влиять на свободных и разумных людей – учитесь риторике, сказали великие софисты и принялись за огромные деньги воспитывать специалистов «речи как инструмента управления». Они учили структурировать желания, воли и умы людей посредством звучащего слова. Риторика была техникой, но и одновременно искусством, а выстроенная речь была произведением этого искусства.

Существовала риторика и в России, но не в последние двести лет. Дело в том, что в XIX веке из школьных программ курс риторики был изгнан, и на смену ему пришла художественная литература, оставшаяся там до сих пор. Результат был ошеломляющим: все научились отличать хорошее стихотворение от плохого и прекрасный роман от безобразного, но одновременно с этим потеряли всякую способность самостоятельно создавать связные тексты и высказывания. Научились понимать и ценить, но отучились говорить.

Сейчас ситуация ничем не лучше – ни в школе, ни в вузе людей говорить не учат, а говорить им все равно приходится. И каждый говорит так, как выходит. Но зачастую выходит так плохо, что впору всерьез задуматься о приобретении специальных навыков грамотной публичной речи. Благо, что нынешние риторы за обучение искусству убеждать берут значительно меньше своих античных коллег, которые за курс просили 30 мин серебра, тогда как, например, небезызвестный Платон был продан в рабство Дионисием, тираном Сиракузским, всего за 20 мин.

Инфляция риторики налицо, но ее падение уже остановилось, и, судя по всему, началось возрождение.

Ораторская теория

Ораторская теория и практика в ораторском искусстве — значение того и другого, сочетания первого и второго, их конфликт и согласие.

Некоторое время назад было модно рекламировать ораторские курсы, рассказывая об их ориентированности на практику.

Чем больше практики, тем лучше. До 80% практики, до 90% практики, до 99% практики. Тот, кто смог бы довести практику до ста процентов, стал бы вершителем судеб и абсолютным гуру ораторского искусства. Так думалось многим еще в начале 2010-х, но сейчас, к счастью, тенденция пошла на убыль.

Вот почему.

Тренинг неуспеха

Мечта сбылась, школа ораторского искусства Аргументъ предлагает испортить жизнь любому. Дорого и с гарантией. Тренинг неуспеха как панацея.

Правда-правда, пора уже вводить тренинг неуспеха.

Специальный курс-тренинг для тех, кому так хорошо, что уже плохо. Количество занятий и программа строго индивидуальны. Тренинг предназначен для выведения человека за рамки таких понятий, как успех, лидерство, эффективное общение, межличностные отношения, разрешение конфликтов, формула успеха etc.

Цель курса – опустить человека с небес на землю, вытащить его из матрицы искусственных отношений с действительностью, познакомить с жизнью такой, какая она есть на самом деле, и помочь увидеть себя со стороны.

Как выбрать (плохую) школу ораторского искусства

Тема : Видео

Школ, предлагающих овладеть риторикой, всё больше и больше. Умение выбрать среди них ту, которая нужна именно вам — искусство и удача. Зато научиться выбирать плохую школу легко может каждый.

В последний раз о речах президента

Говорение мимо аудитории, отсутствие главной мысли и аргументации, ужасные вступления и заключения — речи президента России плохи настолько, насколько только можно. Последний материал цикла о речах первого лица государства.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

Вам станет понятно, почему мы разочарованы. Ведь мы задумывали эту рубрику, желая использовать речи Дмитрия Медведева, первого лица государства, в учебных целях, но речи оказались такого качества, что даже ошибки изучать по ним нет никакой возможности.

Вообще, по качеству можно выделить три основные группы речей. Во-первых, это речи достаточно хорошие, на положительных примерах которых можно изучать тот или иной ораторский ход или прием. Во-вторых, речи плохие, на отрицательных примерах которых можно разбирать главные ошибки оратора. И есть еще третья группа – это речи настолько плохие, что уже и не речи. Учиться по ним чему-нибудь довольно сложно.

Хотя мы честно пытались, и даже в этот последний раз у нас есть пример с Кремлина.ру

Речь руководителя на Новый год

Речь руководителя на Новый год. Практические рекомендации для тех руководителей, которые не боятся говорить перед своими коллективами. Или боятся. Колонка для журнала «Коммерческий директор».

Самый простой способ подготовить руководителю речь на новогодний корпоратив – это поручить подготовку речи своей секретарше (ведь она закончила все ораторские курсы). Или главе pr-отдела (он не вылезает с тренингов риторики). Или стороннему спичрайтеру.

Тот руководитель, который поступит именно так, одновременно с заказом речи должен написать заявление об увольнении, а еще лучше предсмертную записку и затем сделать харакири. Потому что заказывать свои речи у других людей должно быть стыдно.

Новый год – одна из немногих возможностей выступить разом перед всеми своими подчиненными в неформальной обстановке. Глупо такую возможность упускать, превращая свою речь в формальность, превращая ее в неловкую пятиминутку «монолога ни о чем» перед фуршетом. Помните ли вы хоть одну речь хоть одного Президента РФ на Новый год? Не уподобляйтесь им, отнеситесь к речи серьезно.

1. Забудьте о том, что хотите сказать конкретно вы. Это никому не интересно, кроме вас. Думайте о том, что хотят услышать ваши подчиненные. Подумайте об их проблемах, запросах и ожиданиях. Реальных проблемах и ожиданиях. Вот об этом и только об этом вы будете говорить. Ваша речь – это решение проблемы аудитории. Оратора будут слушать лишь тогда, когда он говорит ради аудитории, на те темы, которые ей интересны. Новый год не является темой вашей речи, это повод. Найдите настоящую животрепещущую тему и заверните ее в новогоднюю обертку.