Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85
WhatsApp
Telegram





Ораторское упражнение четырнадцатое

Упражнение для развития речи и мышления, в котором много-много фактов.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение четырнадцатое.

При описании предмета у вас может возникнуть необходимость описывать этот предмет максимально подробно. При этом быстро и сходу. Когда? Прямо сейчас! Найдите глазами что-нибудь интересное. У вас есть пять минут, в которые вам нужно проговаривать вслух описание вещи, причём не останавливаться и не повторяться. Засекайте время и начинайте.

Ораторские упражнения

А теперь посмотрим на то, как вы выполняли это задание. Скорее всего, во время описания предмета вы ответили на эти вопросы:

– Что это?
– Из каких частей состоит?
– Когда появилось?
– В чём польза?
– Какой самый известный пример?
– Кто чаще всего этим пользуется?
– Какие перспективы развития?
– Чем можно заменить?

Если вы говорили целых пять минут, но какой-то из этих вопросов был упущен, скорее всего, описание было неполным. Попытайтесь снова, на другом предмете, используя эти вопросы, проговаривая ответы на них.

А теперь будем описывать факт.

То есть некое событие, которое изменило действительность, сделало её другой. При этом, в событии обязательно должно быть действующее лицо (или претерпевающее), в конце концов, factum с латыни – это «деяние, поступок». Дождь – это не факт. А дождь, который промочил вас до нитки, – вполне себе факт.

Как и в прошлом упражнении, вам нужно описывать факт подробно и при этом говорить следует не менее пяти минут. Выберете любой, поставьте таймер и начинайте.

Теперь о том, как это нужно делать правильно. Как вы уже поняли из предыдущего задания, правильно – это ответить на большое количество вопросов. Наш мозг настолько ленив, что сам себе задавать вопросы никогда не будет, вместо этого он подумает наиболее комфортным для себя способом и успокоится. Качество труда его не интересует, ему хочется спать и чтобы эндорфины вырабатывались. Потому вопросы задавать придётся нам с вами.

Как минимум, вопросы должны быть следующими:

– Где произошло событие?
– Когда оно произошло?
– Как оно произошло (то есть, каким оно было внутри себя, каким было его состояние)?
– Что окружало событие (то есть, какими были внешние обстоятельства для события)?
– Почему оно произошло?
– Причиной каких событий оно стало?
– А если бы оно не произошло или произошло иначе?
– Существуют ли похожие события?
– Присущи ли этому событию свойства похожих событий? В чём отличия?
– Какие детали события качественно его определяют, а какие детали второстепенны?
– Частью какого большего события является это событие?
– Кто является действующим/претерпевающим лицом?
– Как это лицо действовало внутри события?
– Зачем лицо действовало внутри события таким образом?

Наверняка не на все эти вопросы вы ответили, когда выполняли задание в первый раз. Теперь вы знаете, как правильно.