Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Ораторское упражнение двадцать четвертое

Упражнение, которое может помочь развить речь даже спичрайтерам президента России. Если им вдруг почему-то понадобится хорошая речь.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение двадцать четвертое.

Вы вряд ли являетесь спичрайтером президента России, но при этом легко представите, как выглядит ночной кошмар спичрайтера президента России: спичрайтер президента России написал президенту России речь, президент России вышел с бумажкой на трибуну, а вместо ожидаемых пенсионеров перед ним сидят школьники. Или зомби. На этом моменте спичрайтер президента России просыпается в холодном поту и идёт проверять, не ошибся ли он с аудиторией для последней речи президента России.

На самом деле ничего такого никогда не бывает.

Ораторские упражнения

И не потому, что спичрайтеры всегда знают аудиторию, а потому, что на аудиторию им плевать. Президент (России) не говорит с теми, кто сидит перед ним – он говорит со страной, он говорит для телевидения. Потому – будут там школьники, пенсионеры, военные, дальнобойщики или ещё кто, – он скажет почти одинаковую речь, созданную для удобной трансляции в вечерних новостных программах государственного телевидения. Его аудитория – Россия.

Но он президент. А мы нет. И потому своё выступление мы должны менять очень и очень сильно, в зависимости от того, перед кем будем выступать. Менять структурно, менять аргументацию, менять содержание, менять всё. В том числе – менять язык. Это задание как раз на изменение языка под аудиторию.

Ниже дан в меру неопрятный текст про фильм «Кошмар на улице Вязов», которым вы хотите побудить аудиторию к просмотру этого фильма. Аудитории перечислены после текста. Вам нужно изменить слова так, чтобы текст подходил под слушателей. Менять структуру и содержание нельзя.

«Кошмар на улице Вязов» – ужастик, который открыл новые грани в самом ненормальном, но в свою очередь, самом захватывающем жанре кино.

Фильм, который подарил нам очаровательного злодея, образ которого пугает и в то же время восхищает своей исключительностью. Фильм, который впечатляет своей жуткой атмосферой.

Это не просто маньяк, который режет малолеток на мелкие кусочки из своих психованных убеждений. Да, это тоже есть, несомненно, но главная особенность фильма – не кровавое месиво, а грань между снами и реальностью, жизнью и смертью.

Как фанат этого жанра, я мечтаю попасть в то время, когда кинотеатры были забиты людьми, лицезревшими этот шедевр. Ведь такие вещи больше не снимаются, режиссёры мучаются, изобретают различные прибамбасы и порой заворачивают уму непостижимые сцены. Но ведь никто и никогда ещё не переплюнул «Кошмар».

Поэтому давайте смотреть этот фильм снова и снова.

Аудитории: студенты, врачи, монахи, пенсионеры, жители элитного посёлка, спортсмены, отдыхающие в санатории, фанаты хорроров, молодые мамы, пятиклассники, балерины, дворники.