Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Ораторское упражнение двенадцатое

Упражнение для развития речи, в котором вопросов больше, чем ответов.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение двенадцатое.

Умение задавать вопросы определяет вашу успешность в диалоге. Даже целые споры можно выигрывать, используя лишь умело поставленные вопросы. Как именно – об этом в теории убеждения, в теории диалога и в теории полемики, но сейчас нас интересуют вопросы сами по себе. Как инструмент. Либо он есть, либо его нет.

Ораторские упражнения

Первый тип вопроса, который следует освоить, это так называемый открытый вопрос. Вопрос, на который ваш собеседник, скорее всего, будет вынужден отвечать развёрнуто, с большим количеством слов и мыслей. «Почему вы задержались в командировке?» «Что вы думаете об эвтаназии?» «Как вы оцениваете перспективы российской экономики?»

Открытые вопросы начинаются со слов «почему», «как», «что», «опишите», «расскажите», «что вы думаете о» и проч. С помощью открытых вопросов вы передаёте инициативу своему собеседнику, призываете его быть более откровенным, побуждаете вести содержательный диалог. Открытые вопросы комфортны для человека, они помогают ему разговориться.

Если вам важен диалог и собеседник, с которым вы этот диалог ведёте, – открытые вопросы вам помогут. В отличие от закрытых вопросов, которые чаще всего используются для получения фактов и конкретной информации, довольно сильно давят на человека и предполагают односложные ответы. «Вы сильно болеете?» «Давно вам нравится Моника Беллуччи?» «Вы здесь надолго?»

Задание – практиковаться в открытых вопросах. Во всех беседах. Со всеми людьми.