Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Алгоритм общения

Алгоритм общения не должен содержать тысячу пунктов, потому что следование подробным рекомендациям убивает спонтанность и естественность, что очень важно в разговоре. Но при этом алгоритм должен быть исчерпывающим.

Поэтому – перед вами алгоритм общения из целых четырех пунктов!

Которых хватит, чтобы выстраивать многочасовые разговоры на любые темы с любым человеком, особенно если вы знаете и следуете основным правилам общения. В том же случае, если хотя бы одним из этих трех пунктов вы решите пренебречь, можете быть уверены, что ваш разговор обречен.

Шаг первый.

Реплики собеседника следует анализировать в первую очередь на предмет затрагиваемых тем, и лишь во вторую очередь на предмет мыслей.

А вообще-то на предмет мыслей можно вообще не анализировать. Вам важны темы, которые затрагиваются, потому что темы совершенно точно можно развивать дальше, а с мыслями такое удается далеко не всегда.

«Я люблю и часто ем квашеную капусту». Отличная мысль вашего собеседника, с которой непонятно что делать и как ее продолжать. Но если посмотреть на темы, то их тут много и есть, из чего выбрать – еда, овощи, ферментированные продукты, вкусовые предпочтения, привычки, дистанция между желаниями и их осуществлением etc.

Алгоритм общения

Шаг второй.

Переход в новое направление оформляется через ассоциации или обобщения; переход может закрепляться вопросом, но следует избегать голых вопросов.

В общем, вам нужен переход. То есть мостик, прямо как учили в третьем классе. Не обязательно делать переход мощно-обоснованным и проговоренным до мелочей, в устном разговоре возможны почти любые выкрутасы, но переход должен быть логичным. Ваша ассоциация может быть странной, мало ли как у вас голова устроена, но эта ассоциация должна быть проговорена.

«Я люблю и часто ем квашеную капусту». – «Ага, точно! А я тут себе электрическую BMW купил последней серии». Это плохой пример.

«Я люблю и часто ем квашеную капусту». – «А я даже запах не переношу. О, слушай, я ж тут себе электрическую BMW купил последней серии, не поверишь, там в салоне воняет!» Это нормальный пример, ассоциация через запах хоть и выглядит странной и немного скачкообразной, но почему бы и нет, она вполне логична.

Шаг третий.

Подготовленные истории (ранее проговоренные с другими собеседниками) являются наиболее яркой частью общения.

Это к разговору об экспромтах, которых не существует.

У вас должны быть личные истории и их должно быть много. Истории, которые вы не просто придумали, основываясь на реальных событиях, а потом удачным образом структурировали, но и уже рассказывали кому-то, то есть обкатывали. Даже самым талантливым рассказчикам не помешает репетиция. И всем будет полезен запас историй – ведь их проще доставать из памяти, чем придумывать на ходу.

Именно эти истории произведут наиболее сильный эффект на вашего собеседника и станут узловыми моментам всего общения.

Шаг четвертый.

Повторять первые три шага столько, сколько потребуется.

Этот алгоритм общения достаточно прост, чтобы его запомнить, и достаточно детален, чтобы достигать с его помощью успеха. Но главное, его исчерпывающая лаконичность не пытается поработить вас, оставляя достаточно пространства для импровизации и творчества.