Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85
WhatsApp
Telegram





Качество публичного выступления

Качество публичного выступления следует оценивать по трем критериям, а не по одному – уровню исполнения – как это обычно принято.

Есть три главные цели публичного выступления – цель оратора (заставить аудиторию что-то сделать) и две цели аудитории (решить свою проблему и развлечься). Подробнее о целях можно почитать тут.

Если достигнута цель оратора – перед нам успешная речь, хоть и не обязательно хорошая. Если достигнуты все три цели – перед нами успешная и хорошая речь, хоть и не обязательно идеальная. Отличия между хорошей речью и идеальной – это и есть пресловутое качество публичной речи.

В наш офисный век все любят цифры, так что пожалуйста, пример с цифрами: допустим, уровень достижения каждой цели мы можем оценить от 1 до 10 баллов, тогда успешная речь наберет 3, а идеальная – 30. Первая речь совсем некачественная, хоть и речь, и даже успешная, а вторая не только успешная, но и качественная.

Качество публичного выступления

Качество речи по целям оратора

Любой оратор входит в публичное высказывание, держа в голове цели, которые он хочет с помощью своего высказывания достичь. Оратор хочет заставить аудиторию что-нибудь сделать. Сложность, с которой ему придется столкнуться, заключается в том, что всем на его цели глубоко и искренне наплевать. Аудитория не собирается следовать призывам оратора, у нее свои проблемы.

Но люди пойдут за оратором, если он сможет спрятать свои цели внутри решения проблемы аудитории, которое он публично предлагает.

Поэтому, оратору приходится выдерживать баланс и устраивать некоторый микс из своих интересов и интересов аудитории. С одной стороны, он хочет максимально реализовать свою цель, с другой стороны, слишком откровенное решение своих проблем за счет людей оттолкнет их.

Качественное высказывание – то, в котором оратор полностью решил свою задачу, но незаметным для слушателей образом. Мы не просто не догадались о целях оратора, но даже и думать о них забыли, настолько он был интересен и полезен нам.

Качество речи по проблеме аудитории

Аудитория всегда настроена по отношению к оратору достаточно цинично. Она хочет, чтобы ей помогли. Что-то дали. Подсказали, как поступить. Решили проблему. Нанесли пользу и причинили добро.

Люди понимают, что оратор не просто так вышел тут говорить – даже если он не будет ничего предлагать купить, он все-таки посоветует подписаться на свой Telegram-канал. Альтруистов среди ораторов не встречается, хотя грамотный оратор и создает себе именно такой образ (иногда даже удачно).

Когда автор высказывания по-настоящему помог мне – это десять баллов из десяти и я сделаю так, как он сказал, потому что делать так правильно и полезно. В противном случае оценка снижается.

Качественное высказывание всегда решает проблему аудитории наиболее приемлемым и осуществимым силами аудитории образом, причем правильность решения проблемы исчерпывающе аргументируется, а сама проблема рассматривается со всех сторон.

Качество речи по исполнению

Вторя цель слушателя (читателя и вообще потребителя контента) – это получить удовольствие, то есть хорошо провести время. Огромное количество шоу, от театра и футбола до кинематографа и стендапа, вообще не являются ораторскими, но люди их любят просто за то, что там есть элемент развлечения.

Оратор тоже должен устроить шоу. Аудитории должно быть приятно и интересно слушать (и разглядывать) оратора.

Яркая и точная речь, движение и жесты, эмоции и громкость, паузы и ритм, слайды презентации и видео, одежда и реквизит, звуки и пространство, визуальный и вербальный контакт с аудиторией, и вообще драматургия – все средства выражения и привлечения внимания могут и должны использоваться, лишь бы люди не заскучали.

Качественное высказывание всегда интересно по форме.

Очень часто – и ошибочно – хорошим называют высказывание, которое было удачным по исполнению. Это понятный критерий, но только один из трех. Второй – решение проблемы аудитории. Третий и самый важный – решение задач оратора. Идеальная речь не только увлекательна и красива, она всегда очевидным образом полезна для слушателей и при этом незаметным для них образом заставляет сделать то, что оратор от них хочет.