Вопрос, как запомнить свою речь, возникает сразу после того, как человеку говорят, что речь нельзя читать. А читать её, разумеется, нельзя. Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах, потому что это очень грустное и даже стыдное зрелище.
Так как тогда запомнить?
Уровень новичка
У начинающего оратора почти всегда речь написана, то есть существует в идеальном (с его точки зрения) виде, где каждое слово на месте и всё выверено до запятой.
Такому оратору полезно знать главный закон запоминания – память работает на воспроизведение, а не на повторение. Мы запоминаем то, что используем. И напротив, память отказывается включаться, если мозг понимает, что информация вообще ему не нужна (не наш случай), или знает, где при необходимости её можно найти (наш случай, ведь речь написана).
NB Заметка на полях. В этом главная проблема современного отечественного образования: оно предлагает огромное количество информации, которая а) вообще не связана с реальной жизнью, никак в нее не включается и в ней не используется, и б) эта информация настолько неуникальная и справочная, что её всю можно в два клика нагуглить. В этих условиях никакой нормальный мозг не будет ничего запоминать по определению, из-за своих базовых настроек.
Возвращаемся к оратору. Если у него есть написанная речь, ему нужно заставить себя не читать ее, а пересказывать. Один пересказ лучше пяти прочтений. Возможно, поначалу пересказ будет далеко от письменного текста, но постепенно к нему приблизится.
Причем, полезно полностью перестать работать со своей речью за пару дней до выступления, даже если очень хочется из-за чрезмерного волнения. Финальная и чистовая репетиция должна быть не день в день и даже не накануне, а за два-три дня. Это позволит памяти в фоновом режиме окончательно все в себя упаковать и со всем разобраться.
То есть план такой: подготовили письменную речь, начали активно ее пересказывать вплоть до успешного воспроизведения, сделали перерыв на два дня, еще раз прочитали-повторили и тут же произнесли.
Уровень профессионала
Профессиональный оратор не будет записывать свою речь, потому что знает, что это существенно ограничит его.
Записанная и потом выученная речь не позволяет оперативно реагировать на изменения в аудитории, оратор превращается в актера и не достигает никаких целей публичного высказывания. Кроме того, записанная и выученная речь лишает оратора естественности не только в интонациях, но и в формулировках – всегда видно, рождается ли речь в моменте или она вытаскивается из памяти.
Опытный оратор проведет всю подготовительную работу (анализ аудитории, себя, проблемы, факта, создание тезиса, аргументации и т.п.), расположит найденные идеи в структуре монолога и сразу начнет речь проговаривать.
Тот же самый принцип работы памяти на воспроизведение, но не стоит задачи запомнить слова, а только мысли и их последовательность. Слова подбираются в момент произнесения. И поскольку логику структуры запомнить сильно проще, чем текст, опытный оратор готовится к выступлению гораздо быстрее новичка.
Вплоть до экспромтов.