Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Навыки публичных выступлений и диалога

Под навыками публичных выступлений обычно понимают навыки монолога. Хотя диалог тоже может быть публичным, но так сложилось, что его рассматривают отдельно – и это правильно, он гораздо сложнее. Монолог понятен и прост.

Вообще, у оратора есть три базовых навыка: понимание аудитории и ее нужд (психология), убедительность на уровне аргументации и структуры (аналитика и логика) и удержание внимание аудитории за счет исполнения (актерство). Подробнее про ораторские способности, навыки и качества читайте по ссылке.

Неважно, в каком формате выступает оратор, ему нужны будут все эти три базовых навыка для создания качественного высказывания. Но в зависимости от того, какой формат ему ближе или чаще используется, навыки могут довольно серьезно видоизменяться, упрощаться или усложняться.

Навыки публичных выступлений и диалога

Понимание аудитории

Если мы не чувствуем нерв аудитории, не можем говорить на темы, которые интересны ей, не можем предложить людям решения их проблем – мы вряд ли хорошие ораторы.

В монологе оратор вообще не имеет права ошибиться с проблемой аудитории, иначе вся его речь целиком будет мимо. В диалоге есть время и возможность уточнить желания и потребности аудитории и/или второй стороны диалога. Но и реагировать на эти потребности придется в реальном времени, перестраивая свою позицию на ходу, а в монологе есть возможность спокойно подготовиться.

Если у оратора не развито это качество или он не понимает одну конкретную аудиторию – ему будет проще в диалоге (при прочих равных условиях).

Логичность и убедительность

Умение не просто презентовать и объяснять, но и доказывать свою точку зрения – предельно важный навык оратора.

И в монологе с этой способностью можно развернуться по полной, потому что никто не прерывает, потому что можно выстраивать изящные смысловые цепочки, использовать сложные аргументы, выбирать их количество. Конечно, если аудитория очень большая (стадион), придется делать акцент на эмоциях, а не логике, но и здесь оратор сильнее аудитории по определению и может навязывать своей речью свою позицию.

А в диалоге есть собеседник, который тоже хочет говорить. Поэтому здесь важнее не мощь аргументации и структуры, но скорость реакции – можно позволить себе быть поверхностным, но нельзя быть медленным. Для монолога свой главный довод можно придумывать неделю, в диалоге же главного довода вообще не бывает, но при этом на формулирование следующего аргумента есть всего пара секунд.

Актерство и харизма

Некоторых ораторов мы слушаем просто из-за того, что они прекрасно держатся и ярко подают свое высказывание, содержание которого может быть откровенно серым. Умение притягивать внимание аудитории всегда полезно.

Особенно в монологе, потому что во время выступления людям больше буквально нечем заняться, кроме как смотреть на оратора – ему лучше быть запоминающимся и разнообразным, иначе все достанут телефоны. Любая школа спикеров чаще всего сосредоточена на развитии именно этого навыка.

В диалоге проще, даже в диалоге на публику (споре), поскольку всегда есть вторая сторона диалога, есть переключение внимания и нет нужды тянуть всё за счет своей харизмы, будь она врожденной или натренированной.

Итак. Монолог – необходимо хорошее понимание аудитории, допустима медлительность в аргументации и структуре, очень полезен навык привлечения и удержания внимания зрителей. Диалог – можно не блистать в плане актерства и понимания аудитории, но крайне желательно легко и точно выстраивать логику своей позиции и быстро находить аргументы.