Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85
WhatsApp
Telegram





Теория аргументации

Теория аргументации – значимая часть ораторского искусства, без аргументов не обходится ни одно высказывание, претендующее на то, чтобы быть новым и интересным. Только банальности и избитые истины можно не аргументировать, все остальное нуждается в подтверждении.

Разбираясь с теорией аргументации помните, что она вам необходима для практики, а не для того, чтобы просто ее знать, если только, конечно, вы не пишете реферат по этой теме. Для реального применения глупо изучать академически-навороченные системы, придуманные профессорами, чтобы оправдать собственное существование. Слишком сложная и детальная классификация не позволит вам творить (профессорам тоже) – и зачем она тогда нужна?

Необходимо знать базу. Вот она.

Любой аргумент состоит из двух частей. Первая – основание, с которым невозможно спорить. Вторая – очевидная привязка к этому основанию доказуемой мысли. Когда папа советует сыну не лить с балкона воду на головы прохожим, сын слушается, ведь а) папа авторитет (основание аргумента) и б) он лично это говорит прямо сейчас (очевидная привязка).

Оснований аргументов не так много, но на одном основании можно строить множества аргументов, а сами основания использовать в любых сочетаниях. Как с нотами, которых всего ничего, но мелодии не повторяются тысячелетиями. Или как с образом оратора – составляющие образа у всех похожи, а сами ораторы разные.

Теория аргументации

Аргументы к реальности называются так, потому что в их основании лежит наше представление об устройстве мира, с которым невозможно спорить.

Убедительно то, что уникально

Вся наша цивилизация построена на этом. Уникальность – однозначная ценность, и все что несет в себе уникальные характеристики, автоматически становится важным и убедительным. «Купите это украшение, оно существует в единственном экземпляре».

Убедительно то, что похоже на привычное

Как можно спорить с тем, что похоже на то, с чем я не спорю? Люди не подвергают сомнению привычные для них вещи. «Давай зайдем в этот ресторанчик, тебе ж нравится итальянская кухня».

Убедительно то, что свидетельствует о регрессе/прогрессе

Всё становится хуже, люди глупеют, искусства деградируют, мораль отмирает, и даже джинсы изнашиваются за сезон. «Пора вернуть смертную казнь, потому что в стране увеличивается количество преступников».

Всё становится лучше, телефоны умнеют, ракеты летают к Марсу, болезни побеждаются, и даже фитнес работает круглосуточно. «При мне вы стали жить лучше – голосуйте за меня снова и снова».

Рациональные аргументы называются так, потому что в их основании лежит устройство нашего мозга, то есть логика, с которой невозможно спорить.

Убедительное логично вытекает из убедительного

Рок, фатум, карма, детерминизм, причинно-следственные связи, «А – Б». Нам комфортно думать, что логика нерушима, и если мы пнули мячик, то он обязательно полетит. «Если вы хотите быть убедительным – изучайте теорию аргументации».

Факт убедителен

Самый простой и самый распространенный аргумент, аргумент к данным. Как можно спорить с фактом? С помощью другого факта! «Лучшее место на земле – это Андалусия, потому что там делают херес».

Убедительно то, что полезно

Цинично, зато правда. Прагматический аргумент. «Ограничьте потребляемые калории – проживете на пять лет дольше, ученые как раз успеют изобрести вечную молодость».

Аргументы к норме называются так, потому что в их основании лежат законы человеческого общества, с которыми иногда хочется спорить, но по большей части их все принимают как есть.

Убедительно то, что опирается на нормы

Законы, обычаи, традиции, предписания – подойдут любые нормы, от социальных до санитарных, от коммуникативных до температурных. «Ты должен отомстить, потому что око за око и зуб за зуб».

Убедительно то, что подтверждается авторитетом

Когда советует серьезный уважаемый человек, к нему прислушиваются, даже если он рекламирует отвратительные чипсы или почти разорившийся банк.

Аргументы к личности называются так, потому что в их основе лежат ценности (и пороки) одной конкретной личности, на которую мы и направляем наши аргументы.

Тут все очень индивидуально и потому наиболее действенно, хотя и сложно. Если вы знаете, что я люблю гоночные автомобили, и можете к этому моему увлечению очевидным образом прикрутить необходимость инвестиций в ферму по разведению мучного жука – дело в шляпе, у вас появился деловой партнер.

Теория аргументации поможет вам разнообразить палитру приемов убеждения и именно в этом ее главная функция. Обычно мы тяготеем к какому-то привычному для нас набору аргументов, не замечая, что, например, конкретно эту мысль удобнее доказать иначе – не фактом или уникальностью, а простой нормой. Вот почему стоит запомнить разные типы аргументов, и вот почему их не должно быть много, ведь их все надо использовать.

ps А еще не стоит забывать про основы аргументации, без них аргументы вообще не работают.