Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Хороший тренер по ораторскому искусству

Искусство коммуникаций между людьми – это ораторское искусство. Оно вечно, как вечны и его преподаватели, которых теперь принято называть тренерами. Если вы хотите стать оратором, вы находите тренера и ждете от него, что он научит вас быть выдающимся спикером. Напрасно. Он не научит.

Прежде чем разбираться в причинах, давайте определимся, что мы понимаем под ораторским мастерством. Задача минимум для любого выступающего – не опозориться. Для этого не требуется сверхусилий: немного анализа проблемы слушателей, немного структуры монолога, чуть-чуть теории аргументации, пару жестов, три эмоции, добавить искренности, заблаговременно отрепетировать, и вот уже оратор готов. Всему этому тренеры ораторского искусства как раз могут научить, именно этим они и занимаются. Только это не ораторское искусство, а задача минимум.

Риторика – это управление людьми с помощью слова. В монологе, в диалоге, одним человеком или тысячами, расположенными к вам или критически настроенными, устной речью или письменной, не важно. Лишь бы было слово и желание управлять с его помощью. Оратор занимается не простым говорением речей или участием в переговорах, а вкладыванием в головы слушателей нужных ему мыслей, которые потом будут определять их поведение. Как в фильме «Начало» Кристофера Нолана, только без сновидений и перестрелок.

И вот таких ораторов тренеры создавать не хотят и по своей инициативе не будут. А вы, напротив, хотите именно этого. Единственный способ всего добиться – заставить конкретного тренера вместе с вами последовательно пройти путь от вашего нынешнего состояния до высот ораторского совершенства. Это непросто и, пожалуй, нудно (особенно для тренера), но это единственный путь.

Хороший тренер по ораторскому искусству

Почему тренеры не ставят задачи сделать из своих слушателей ораторов? Если бы они такую задачу пред собой ставили, они обязательно объясняли бы вещи, о которых сейчас умалчивают. Например, что в ораторском искусстве очень мало специфических знаний, необходимых оратору для успеха. Они есть, они очень важны, но их можно все раскрыть часа за три или того быстрее. Тренер не расскажет вам об этом, потому что если теории так мало, то откуда у тренера столько разнообразных и длительных тренингов?

Понятно откуда – тренер самые простые вещи, известные еще со времен Аристотеля, будет подавать максимально долго, «современно» и с огромным количеством примеров. Можно просто рассказать о главной мысли высказывания и ее свойствах, но в этом нет сокровенного знания, нет эксклюзива, нет демонстрации ума и образованности тренера. А можно ссылаться на профессора психологии Стэндфордского университета Стивена Косслина, который в своем исследовании разбирался с теми претензиями, которые аудитория чаще всего имеет к оратору, и выяснил – неожиданно! – что основные претензии связаны именно с главной мыслью, ее излишней детализированностью, ее недоказанностью, ее неинтересностью или ее отсутствием. На профессора Стэндфордского университета ссылаться приятно, это же не какое-нибудь банальное пособие по риторике десяти-, ста- или тысячелетней давности. Приятно для тренера, но явно не для вас, потому что забивает вашу голову ненужной информацией. Вы хотите изучать риторику, а не историю риторики.

Но то, что тренер затягивает теорию, не так страшно в сравнении с тем, что он не имеет опыта по превращению ее в навык. Ведь вам не теория нужна, вам нужен навык, основанный на теории. А единственный оратор, которого создал с нуля ваш тренер – это он сам. Больше никого у него не было и не могло быть, потому что всё свое время он тратит на короткие тренинги, еще более короткие семинары или даже вообще на разовые выступления перед различными аудиториями. И не только не скрывает, но даже хвастается этим. Но навык нельзя сформировать за одну лекцию и даже за неделю тренингов нельзя. Тренера можно понять, ведь ему нужно зарабатывать, и проще один раз собрать сто людей, чем сто раз встретиться с одним человеком. Тренера понять можно, но вам от этого не легче.

Единственный способ для вас стать оратором в условиях, когда тренер по ораторскому искусству не заинтересован в этом, это брать ситуацию в свои руки.

Для начала, самое важное – вас интересуют рефлексы, а не только знания. Правильные рефлексы, основанные на правильной теории, которой очень немного, и которую придумали очень давно. Нет почти никакого смысла в прочтении статьи о том, как «Достучаться до аудитории в три приема» или как не допускать «Главные ошибки выступающего». Знания, даже если они правильные и поданы без воды, не сделают из вас оратора. Оратор – это рефлекс, а рефлекс – это долго.

Вам придется объяснить своему тренеру, что нужен он не для того, чтобы рассказывать теорию. А для того, чтобы вместе с вами приложить теорию к вам (со всеми вашими личными особенностями и спецификой ваших аудиторий) и затем превратить адаптированную теорию в навык. Индивидуальный навык. Это сложно и тренер будет сопротивляться.

Но даже если вы уговорите тренера по ораторскому мастерству заниматься конкретно вами, а не «вообще», этого может оказаться недостаточно. Вам самим придется учить себя, заставлять себя меняться, каждый день расти над собой. Этот процесс меньше всего похож на тренинг, потому что тренинг развлекает и мотивирует, а тут вы реально овладеваете комплексом очень специфических умений. Кстати, наличие или отсутствие навыка легко вами контролируется – это плюс, только имейте в виду, что тренеры не очень любят, когда их работу можно оценить в измеряемых параметрах.

Если все так плохо с тренерами, спросите вы, то не логичнее ли пойти на филологическую кафедру ближайшего университета и взять себе в учителя тамошнего профессора, благо, что риторика очень давно является академической дисциплиной. Или вообще обойтись какой-нибудь классической монографией, которая одна заменяет все современные книги по риторике, потому что является для них источником. Нет, не логичнее. Тренеры по ораторскому искусству нужны, потому что ни у книги, ни у профессора нет практического опыта приложения всех своих знаний к чему-нибудь реальному. А у тренеров есть. Ну, или может быть.

Такого тренера надо найти и работать с ним, создавая его для себя:
а) менять под себя его методику
б) заставлять его думать вместе с вами над вашими ораторскими задачами
в) избавлять его от словоохотливости и желания покрасоваться
г) не позволять ему делать из вас своего клона или клона «идеального оратора»
д) заставлять его работать над вашими рефлексами, терпеть ваши ошибки и даже не стремиться исправлять их раньше времени, концентрируясь на конечной цели.

Если позволить тренеру по ораторскому мастерству работать так, как он хочет и привык, вы хорошо проведете время вместе, но не станете оратором. А если тренера использовать правильно, у вас появляется шанс. Посмотрите выступления на конференции TED, самые слабые из них – это выступления о том, как надо выступать. Тренеры ораторского искусства говорят слабее тематических спикеров.

Тренер нужен вам для того, чтобы научить вас говорить лучше, чем умеет он сам.