Вторая часть словесной дуэли про удовольствия и смысл жизни. Создано в рамках занятий Искусством спора. Начало см. Дуэль: Удовольствие как смысл жизни — За.
№2.
Да, отличный текст. Наверное, №1 просто «балдел» и «ловил кайф» от его написания. И философия просто чудесная, хоть и не эпикурейская, как то думает мой уважаемый оппонент. Все-таки знание философии, видимо, не является для него очевидным удовольствием. Это не эпикурейство, это гедонизм какой-то (от греч. hedone – наслаждение; прим. ред.). Тотальный и неконтролируемый гедонизм, киренаики обзавидовались бы просто. Киренаики – эта школа такая философская, основанная в 4 веке до н.э., это они гедонизм проповедовали. Ну да не в этом дело.
Дело в другом. В том, что самая откровенная и пагубная ложь всегда очень сильно смахивает на правду и истину, поскольку замешана на ней. И отделить их бывает сложно. Вот фраза: «Удовольствия и есть содержание и смысл нашей жизни». Как раз тут автор делает ловкую подмену, делая идентичными понятия «смысл» и «содержание». Да, жизнь полна страданий и удовольствий, но из этого не следует, что в этом ее смысл, а как раз наоборот.
Смысл всегда отличен от содержания, и вообще находится в другой плоскости. Неужели смысл бокала шампанского заключается в стекле, алкоголе и виноградном соке? Или смысл его в радости и хорошем настроении, символом которого он является. Смысл букета цветов – неужели в пестиках и тычинках, или он является способом выразить наши чувства? Смысл улыбки – в напряжении мышц нижней части лица? Нет же! Смысл по определению выше, чем содержание, и может вообще быть связанным с ним весьма не очевидно.
Жизнь полна удовольствий, как и страданий, но не сводима к ним, просто от них нельзя избавиться, вот и все. №1 декорации на сцене принял за содержание спектакля, и целую статью посвятил их разбору. Одна классификация уровней удовольствий чего стоит! Шедевр.
Слушайте, а зачем людям ловить такой сложный кайф, как переживание собственной высокой нравственности, если можно обойтись животными удовольствиями? Фрейд даже и логическую базу уже подготовил. Ах, да – они интенсивней, а все остальное «суть труха». Знаете, уважаемый №1, это вам так просто с непривычки показалось. Ага. Любое удовольствие первый раз всегда кажется сильнее всех остальных, а потом быстро приедается. Правда-правда, ради интереса вы попробуйте «нечто нравственное-нравственное» сделать десятка два раза – никакой особой радости и света в душе уже не будет.
А вы, случайно, убивать не пробовали? Ну, кого – не тараканов понятно. А? Между нами – пробовали, нет? Я к чему спрашиваю, в вашей иерархии не хватает удовольствий духовно-мистических, которые повыше нравственных должны быть, следуя вашей логике. Самое сильное мистическое удовольствие – быть как Бог. А Он создал жизнь. Мы создать жизнь не можем, просто не успели – она уже создана, но зато можем ее отнять! Практически то же самое, только наоборот. Не говорите, что животные тоже могут убивать, они это делают без мистических переживаний. Ну, как вам ваша логика в её пределе: убивать, чтобы быть, как Бог, что есть самое интенсивное удовольствие. Нравится? Нет? А вы попробуйте. Вдруг понравится – свет в душе обретете, или хоть темень, что ведь практически одно и то же. Ну, по интенсивности приносимого удовольствия…
С чего вы взяли, что люди делают ради удовольствия добро? Ради удовольствия обычно делаю что-то совсем другое. Убивают, например. А добро, «нравственное-нравственное», не часто приносит удовольствие. Ваша Татьяна Ларина рыдала, а не «чувствовала себя крутой», когда отказывала Онегину. А раз есть люди, для которых удовольствия не являются смыслом и даже необходимым содержанием жизни, то и не надо нас всех в свою иерархию гедонистов насильно вписывать.
Мне кажется, что смыслов жизни довольно много. Не столько, конечно, сколько людей, мы не слишком ведь оригинальны и повторяемся, но все равно – добрая память потомков, построенное светлое будущее, Царство небесное или нирвана, сохранение рода, слава и т.п. В любом случае, повторюсь, смысл жизни человека должен выходить за пределы самой жизни этого человека. Только тогда он будет настоящим смыслом. Только тогда человек будет отличен от огурца, ах, простите – Огурца, на грядке. Который не понимает даже того, что его смысл – быть порезанным в салат.
А вот что однозначно не может быть смыслом человеческой жизни – так это именно удовольствия. Они замыкаю человека на самого себя, закупоривают его, закрывают, обращают внутрь. Гедонисту в максимальном своем выражении не нужно ничего, даже доказывать свою правоту в «Дуэльном клубе» и обращать кого бы то ни было в свою веру. Ему нужен предмет удовольствия – и все. Он не оставит места ни в сердцах людей, ни в истории. Он сам себя уничтожит, сам обессмыслит себя.
Хотя, для кого-то, я смотрю, отсутствие смысла – тоже смысл. Огурец вполне обойдется тем, что его написали с большой буквы. А человек – нет. Ну, каждому свое.