Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85
WhatsApp
Telegram





Каналы восприятия информации

Про каналы восприятия информации, несчастного Альберта Меграбяна и про необходимость говорить, даже если нас хорошо видят.

Считается, что до 80% информации человек получает с помощью глаз, то есть основной канал восприятия у нас визуальный.

На вопрос, кем именно и каким образом был установлен этот факт, ответа нет. Потому что это вовсе и не факт, он никогда не был никем установлен. Просто так принято думать в нашем современном псевдонаучном мире, где балом правят разные NewAge-терапии и всякие весёлые техники нейро-лингвистического программирования, выдающие себя за курсы риторики. Как можно подсчитать проценты, какой методикой пользоваться, что такое «информация» в данном случае – никого подобные скучные вопросы не интересуют.

Некоторые идут еще дальше и утверждают гораздо более детальные вещи, а именно: «Когда мы общаемся, только 7% нашего передаваемого сообщения содержится в словах, 38% содержится в тоне голоса, и 55% содержится в языке тела». Это уже вообще чушь за пределами дозволенного. Обычно ее приписывают Альберту Меграбяну, но совершенно зря. Посмотрите его статью в Journal of Personality and Social Psychology (Mehrabian, Albert, and Wiener, Morton. «Decoding of Inconsistent Communications»), позвольте ему отмыться от грязи невежественных интерпретаторов.

Каналы восприятия информации

Но вообще-то говоря, мы думали согласиться со всеми этими взятыми с потолка цифрами. Просто ради спортивного интереса. Поскольку нам кажется, что даже своей фантастичностью эти цифры только подчеркивают значимость звучащего слова. Пусть лишь 10% смысла содержится в наших словах, а остальное за их пределами. Но ведь дело в том, что бесконечно важны именно эти 10%.

Я еще не начал говорить, а человек уже прочитал, сканировал мой «язык тела». Я сказал одно предложение, а он уже уловил мои эмоции. 90% информации обо мне он получил очень быстро, и эта информация его уже не интересует, она у него уже есть. Остались те самые 10%, которые он не может получить иначе кроме как через моё слово. Те самые 10%, которые приобретают значение большее, чем другие 90%.

Вот почему человеку важно то, что я говорю. Вот почему он будет меня слушать.

«Заговори, чтобы я тебя увидел».