Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85
WhatsApp
Telegram





Образ оратора

Образ оратора создается не только усилиями самого оратора, но и представлениями аудитории о нем. Образ оратора бесконечно важен – можно убеждать одним только образом оратора, но можно и провалить выступление, если этот образ далек от того представления об идеальном ораторе, который всегда присутствует в головах людей.

Оратор убеждает за счет трех вещей: исполнения, содержания и образа оратора, подробнее смотрите по ссылке. При некоторой сноровке и везении реально убеждать за счет чего-то одного, но обычно так не поступают, поскольку – зачем? Зачем себя ограничивать.

Если хотите, можете поэкспериментировать и попытаться донести до незнакомых с вами людей абсолютно глупую и никчемную мысль, совершенно не доказанную и не раскрытую в речи, но зато саму речь сделайте блестяще исполненной. Получилось? Поздравляем, у вас редкая способность, можете смело становиться публичным коучем-мотиватором, продавать счастье и прочий успешный успех.

Но все-таки обычно во время подготовки оратор пытается задействовать все три приема убеждения, в том числе используя образ оратора.

Образ оратора

У людей есть представления об идеальном ораторе – и да, за ним они готовы пойти куда угодно, по крайней мере на короткой дистанции. Любого реального оратора аудитория сравнивает с идеальным и смотрит, насколько они совпадают. Если более-менее совпали – человека можно слушать, если совсем нет – аудитория отвернется.

Характеристики идеального оратора:
– он наш, он вышел из нашей среды
– он умнее нас, но не знает об этом
– он действует в наших интересах

Мы должны конструировать свой образ оратора, максимально приближая его к этим трем базовым характеристикам.

Для создания образа подойдет буквально всё – от одежды и позы до интонаций и скорости моргания – но знайте, что всю визуальную информацию люди считывают почти мгновенно, а значит, большее значение имеет то, что они о вас пока еще не знают и что можно передать речью. То есть ваши мысли. Ваш опыт. Ваши таланты, надежды, цели, привычки и т.п. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Подробнее о каналах восприятия информации читайте по ссылке.

Создавая свой образ, помните, что у аудитории уже могут быть какие-то представления о вас, и эти представления могут вас не устраивать как в целом, так и внутри конкретного высказывания. Значит, нужно будет эти представления корректировать. Не спорить с ними («Тут многие считают меня лжецом, так вот, это неправда!»), а демонстрировать качества, противоположные тем, которые не устраивают аудиторию.

Вообще, главное правило по созданию образа оратора – о своих качествах нельзя говорить, их нужно демонстрировать.

Например, оратору нужно объяснить, что он умный. Если он прямо скажет, что он умный – это будет очень плохо, даже если правда. Если он скажет, что хорошо играет в шахматы – будет уже лучше, хотя тоже плохо, потому что это самовосхваление. А вот если оратор расскажет, как однажды, будучи на вечеринке своего знакомого в Осло, в совершенно пьяном состоянии обыграл в блиц тоже пьяного Магнуса Карлсена – это будет вполне нормальная демонстрация ума, особенно если история будет подаваться как история не про шахматы, а про алкоголь.

Образ оратора настолько важен, что слушатели в первую очередь обращают внимание именно на него – на то, кто перед ними выступает. Не на тему, не на содержание, не на главную мысль речи, не на призыв к действию, а именно на оратора. Поэтому в монологе всё вступление по большому счету посвящено представлению оратора, подробнее здесь. В диалоге чуть сложнее, но похоже.

Перед любым высказыванием вам нужно оценить имеющиеся представления аудитории о вас, чтобы затем скорректировать их в сторону образа идеального оратора за счет демонстрации лучших качеств (оратор свой и действует в наших интересах, умнее нас, но не знает этого). Сделать это лучше уже во вступлении.