Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Три способа убеждения

Есть только три способа, которыми можно убеждать. Впрочем, они не совсем способы. Но их действительно только три.

Люди убеждаются, во-первых, личностью оратора, во-вторых, силой его высказывания и, в-третьих, красотой исполнения. А в лучшем случае – всем вместе.

Это работает не только в самом простом случае, когда на сцене стоит один человек и что-то говорит в зал, это работает всегда и везде. Мы покупаем вещи любимого бренда, даже если он не настигал нас яркой рекламой, потому что верим бренду – он в данном случае оратор. Мы верим пропаганде, потому что она продумана, выстроена и всеобъемлюща – это достаточно сильное высказывание, чтобы не нуждаться ни в ораторе, ни в красоте исполнения. Наконец, мы влюбляемся в красоту исполнения, хотя там может не оказаться никакого содержания, а оратор будет не лучших нравственных качеств.

Оратор – сила высказывания – красота исполнения.

В классической риторике эта тройка называется этос-логос-пафос, что выглядит менее понятно, зато звучит почти так же здорово, как Атос-Портос-Арамис. Если мы хотим убеждать, хорошо бы работать сразу в трех направлениях, а не ограничивать себя чем-нибудь одним.

Часто люди «давят авторитетом», то есть опираются только на личность оратора. Это не обязательно формат общения руководителя с подчиненными или главы семейства с домочадцами. Например, в школьном классе не могут не прислушиваться к победителю всероссийских олимпиад, а в храме все соглашаются со священником – им не обязательно говорить убедительно и красиво, достаточно их личности. Нам тоже бывает иногда достаточно. А иногда – нет.

Три способа убеждать

В таких случаях на помощь приходит аргументация, факты, структура высказывания – в общем, содержание. Которое сильно хромает на обе ноги, ведь в российской системе образования не учат ни теории аргументации, ни видам диалога, ни искусству интерпретации факта, ничему, но главное – не учат тому, что высказывание является убедительным лишь тогда, когда оно является таковым для аудитории, а не для оратора. Обычно мы вовсе не убеждаем – мы только поясняем свою позицию в надежде, что ее поймут и этого будет достаточно.

Когда не срабатывает, мы вспоминаем о красивом исполнении. Эмоции, жесты, мимика, движение, паузы, тон, скорость, громкость и вообще артистизм. Лучше поздно, чем никогда. Да и не столь важно, что я говорю и кто я такой, ведь главное, чтобы говорил я уверенно, лихо, бодро и харизматично, правда? На самом деле харизматичность работает не в большей степени, чем содержание или личность оратора.

Лучше двигаться по всем трем направлениям сразу.

— Кто вы? Что о вас знает аудитория? Что она знает о вас хорошего? А плохого? На какое положительное знание о себе вы можете опираться? И что же делать с вашей плохой стороной?
— Что случилось? Какую проблему то, что случилось, породило в головах ваших слушателей? Как эту проблему вы предлагаете решать? Почему это решение правильное? В каком формате вы собираетесь им об этом рассказать?
— Какое эмоциональное состояние лучше подойдет вашему высказыванию для этой аудитории? Вы сможете убедительно изобразить это состояние? С помощью каких инструментов? А как насчет привлечения внимания за счет регулярного изменения базового эмоционального фона? А с жестами как?

Есть только три способа, которыми можно убеждать. Оратор – сила высказывания – красота исполнения. Никто этим не заморачивается, а значит, у подготовленных ораторов огромная фора. Грех не воспользоваться.