Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Ораторское упражнение двадцать шестое

Упражнение для развития речи, доказывающее, что язык не подчиняется законам арифметики, но подчиняется кое-каким другим.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение двадцать шестое.

В этом задании вы будете создавать описание вещей, людей, событий и чего бы то ни было. Единственное условие – описания должны состоять из пяти слов.

Сложность тут в том, что иногда описание выходит отличным, если использовать одно-единственное слово, и, добавляя второе, вы убиваете всю красоту, не говоря уж о том, чтобы добавить ещё четыре. А иногда лучшее описание – это два слова, потому что одним не выразить, а тремя – уже слишком много лишнего. Иногда три слова идеальны, а два или четыре никуда не годятся. И уж совсем редко бывает, когда хочется сказать или написать четыре слова. Пять слов не хочется говорить или писать вообще никогда.

Ораторские упражнения

А вам нужно обязательно пять.

Слова странно взаимодействуют между собой. Они не слишком-то и дружны; когда они стоят рядом, они начинают перетягивать одеяло на себя, воровать у соседа его смыслы, заражать его своими оттенками и в целом смещать акценты в неясном направлении. Почувствуйте это.

Например «промозглость» по отношению к московской осени, это совсем не то же самое, что «безысходная промозглость» или «промозглая хмурь». А про «безысходную промозглую хмурь» и говорить нечего. Причём, заметьте, «безысходность», «промозглость» и «хмурь» сами по себе несут совсем не тот же смысл, что вместе. Тут один плюс один никогда не дадут два.

Вам нужно создавать описания из пяти слов, заставьте каждое из этих слов работать в полную силу, но так, чтобы ни одно из них не выбивалось слишком сильно и не разваливало общее впечатление.