Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Привлечение внимания аудитории

Приемы привлечения внимания аудитории, которые помогут стать харизматичным оратором даже без врожденных способностей, а только благодаря натренированным навыкам.

Оратор убеждает с помощью трех вещей – он убеждает своей личностью, содержанием высказывания и исполнением. Привлечение внимания аудитории относится к исполнению и является обязательной частью любого выступления по той простой причине, что любое внимание имеет тенденцию рассеиваться, тем более внимание аудитории.

Главный закон внимания

Внимание притягивает не яркость, как иногда ошибочно думают. Человек привыкает к яркости точно так же, как к серости. Яркость может быть – и часто становится – незаметным фоном, оставаясь при этом яркостью. Чтобы привлекать внимание, нам нужны изменения.

Привлекает отличие.

Девушка в купальнике на Красной площади будет интересна всем – она же в этом же наряде никому не будет интересна на пляже. Оратор должен искать отличие. Причем отличие от текущего положения вещей, то есть от себя самого, ведь оратор сам для себя является фоном. Всё, что он говорит, воспринимается на фоне того, что он же сам и сказал раньше. На фоне того, что он сказал, и на фоне того, как именно он это сделал.

Привлечение внимания аудитории

Разнообразие – вот ключ к успеху.

Максимально разнообразный оратор всегда удерживает внимание аудитории и считается харизматичным. Собственно, «харизма» – это и есть всего лишь способность притягивать к себе внимание, а не заоблачный талант или искрящаяся гениальность. Это натренированное умение и рефлекс.

Приемы привлечения внимания

Приемов привлечения внимания не очень много, семь – это жесты, движение, громкость, скорость, паузы, тон и эмоции. При этом внутри каждого приема кроется бесконечное разнообразие, которое не только позволит вам отличаться от других ораторов, но даже и от себя самого, что гораздо важнее.

– Жесты. Если вы не держите руки в карманах и не машете ими без передыха, вы на правильном пути. Любой уместный жест очень хорошо приковывает внимание слушателей.

– Движение. Движение не всегда можно осуществить, но если можно, это нужно делать. Для ознакомления с силой эффекта, попробуйте во время своей речи просто встать. Или сесть. Или лечь.

– Громкость. Нет смысла постоянно кричать, но резкое кратковременное повышение громкости отлично тонизирует аудиторию. Шепот тоже. Как и любое значимое изменение громкости.

– Скорость. Начните говорить медленнее и люди решат, что наступает важный момент. Начните говорить быстрее – снова внимание на вас. Маркируйте повышенной и пониженной скоростью важные куски своей речи.

– Паузы. Чем больше артист, тем больше у него пауза. Мы не артисты, но как вы уже догадались, инструментарий для привлечения внимания у нас одинаков, так что делайте паузы.

– Тон. Устойчивое выражение обманывает нас, будто «говорить на повышенных тонах» – это обязательно кричать. Совсем нет, кричать можно и не повышая тона, а повышать тон можно без увеличения громкости. Соответственно, понижая тон вовсе не обязательно говорить тише. Пользуйтесь.

– Эмоции. Эмоций очень много, но пользуемся мы крайне небольшим их количеством. Может быть, пятью. Или тремя. Чего уж тут удивляться, что аудитории не интересно на нас смотреть. Будет больше эмоций, будет интереснее.

Харизматичность в действии

Возьмем презентацию на пять минут.

Поместим в нее пять хороших жестов, три движения, по одному моменту с повышенной и пониженной громкостью, с повышенной и пониженной скоростью, три паузы, два куска с более высоким и низким тоном, и еще четыре выраженных эмоции. Много ли это? Нет, всего-то штук двадцать конкретных и простых приёмов. Но это означает, что каждые пятнадцать секунд мы будем приковывать к себе внимание просто за счет исполнения, за счет измененного себя.

Если представить, что и содержание у нас не слишком скучное, аудитория будет благодарна и даже местами в восторге.