Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Как стать оратором

С чего начать и к чему стремиться, на что обращать внимание, какого преподавателя выбрать, какие блоки теории пройти и что превращать в навык – краткий план того, как стать оратором.

От простого к сложному

Задача минимум для любого выступающего, особенно для редко выступающего или выступающего впервые – не опозориться.

Сделать это достаточно просто, ведь у нас говорят откровенно плохо и потому соответствовать общему уровню несложно. Если оратор не запнулся, пару раз улыбнулся, был в меру бодр и говорил не полный бред, его примут благосклонно. А уж если он знает, что такое структура монолога, слышал про теорию аргументации, не постеснялся использовать жесты и заблаговременно отрепетировал свое выступление, его ждет успех.

Но этот успех не сделает его настоящим оратором.

Потому что риторика – это управление людьми с помощью слова. Оратор занимается не простым говорением речей или участием в переговорах, а вкладыванием в головы слушателей нужных ему мыслей, которые потом будут определять их поведение. Оратор использует инструменты коммуникации не для того, чтобы выступать и срывать аплодисменты, а для того, чтобы конфигурировать представления людей о мире.

Это сложное и комплексное умение, этому стоит научиться, но не всем – ведь не всем это нужно.

Как стать оратором

Теория, практика и навык

В ораторском искусстве очень мало специфических знаний, необходимых оратору для успеха. Они есть, они очень важны, без них ничего не получится, но их можно все раскрыть за несколько занятий, если не перебивать лектора вопросами и не отвлекаться на практику.

Но нужны ли вам знания, то есть голая теория? Нет, вам не теория нужна, вам нужен навык, основанный на теории.

Вас интересуют рефлексы, а не информация о них. Правильные рефлексы, основанные на правильной теории, которой очень немного, и которую придумали очень давно. Знания сами по себе, даже если они правильные и поданы без воды, не сделают из вас оратора. Оратор не просто знает, он умеет. А навык нельзя сформировать за одну лекцию и даже за неделю тренингов нельзя.

У кого учиться

В идеале, вам нужен человек, который возьмет ораторскую теорию, приложит её к вам (со всеми вашими личными особенностями и спецификой ваших выступлений) и затем поможет превратить адаптированную теорию в навык. Ваш индивидуальный навык.

Преподаватель ораторского искусства должен знать теорию, но не должен быть теоретиком. Он должен уметь быть харизматичным, но не должен быть харизматиком с рождения, ему необходим опыт развития харизматичности, чтобы помочь вам пройти этим путем. При этом он не должен пытаться превращать вас в себя, но сам он обязан быть хорошим оратором.

Чему учиться

Страх публичного выступления. Не у всех он есть, но если есть, он сильно мешает. Лучший способ борьбы с ним – правильная подготовка и опыт успешных выступлений, но есть и специальные техники (помимо алкоголя и таблеток), которыми есть резон овладеть, если человек чрезмерно волнуется перед речью.

Язык, то есть речь на уровне языка. Проблема большинства людей в том, что они начиная со школы учились письменной речи, но не учились устной. А оратор по большей части работает именно устной речью. Кроме того, письменной речи они учились странно – предмет «Русский язык» зациклен на ошибках, а предмет «Литература» вместо языка почему-то работает с тем, «что хотел сказать автор».

Инструменты выражения. Эмоции, движения, жесты, тон, громкость, паузы, скорость. Всё то, что привлекает внимание слушателей вне зависимости от содержания речи. Вполне актерские практики, без которых не обойтись.

Анализ аудитории и анализ оратора с точки зрения аудитории. Можно убеждать одной только личностью оратора, поэтому очень важно уметь смотреть на себя со стороны, глазами аудитории. И, разумеется, необходимо понимать саму аудиторию, ведь оратор никогда не говорит в никуда, он выступает перед конкретными людьми и ради них.

Анализ факта. И умение интерпретировать факт выгодным для оратора образом, причем необходимо научиться делать это максимально убедительно. Ораторское выступление невозможно, если ничего не произошло – именно факт порождает проблему, которая создает аудиторию и позволяет появиться оратору, чтобы эту проблему решить.

Теория аргументации. Оратор должен уметь пользоваться широкой палитрой аргументов, а не только теми, которые приятны и комфортны для него самого. Оратор убеждает не себя, а аудиторию, и аргументы ему нужны те, которые будут казаться сильными для аудитории.

Манипуляции. Считается, что оратору стыдно использовать манипулятивные приемы, но есть смысл ими владеть, чтобы от них защищаться. А вообще, риторика не имеет нравственного измерения (хотя Аристотель считал иначе), поэтому никто не мешает вам быть манипулятором.

Монолог. Структура монолога и навык упаковывания своей позиции в эту структуру максимально естественным для слушателя образом.

Диалог. Все виды диалогов, их свойства, цели, роли участников, поведение внутри диалогов. Самая сложная часть ораторского искусства, предполагающая виртуозное владение всеми остальными навыками оратора в режиме реального времени.

Дополнительно

Хороший оратор ориентируется не только внутри своей профессиональной области. Если человек – узкий профессионал, ему будет сложно создавать свои высказывания разнообразными как содержательно, так и по аргументам. Такой оратор топчется на одном месте, даже если владеет всеми ораторскими приемами.

Поэтому ораторам крайне желательно расширять свой кругозор за счет философии, психологии, истории, культурологии, политологии, социологии и тому подобных дисциплин, дающих общее представление о мире и человеке.