Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85





Семь ошибок вступления в речь

О матрице, блаженном Августине, доброжелательности и анекдотах — школа ораторского искусства Аргументъ рассказывает о семи главных ошибках вступления в речь.

Первая ошибка вступления. Оратор забыл о вступлении.

То есть сказал «Добрый день» и сразу полез в бурелом своих логических построений. Из университетских воспоминаний живо встает образ лысого преподавателя математики, который свою первую лекцию начал с того, что одновременно с закрытием двери в аудиторию, стал говорить: «Здравствуйте. Матрица – это прямоугольная таблица чисел, содержащая m строк одинаковой длины. Эти числа называются элементами матрицы. Место каждого элемента однозначно определяется…»

Так не пойдёт. Вступление – необходимая часть речи.

Вторая ошибка вступления. Оратор увлекся вступлением.

Ощущение бесконечного вступления производит «Исповедь» блаженного Августина. Там на каждой странице – по крайней мере, из первых ста – ждешь, когда же закончится предисловие и начнется сама книга. Но предисловие не кончается и приходится смиряться.

Аудиторию смиряться заставлять нельзя, она этого не простит. Вступление должно быть обязательно, но оно должно быть как можно более кратким. Длинные вступления приводят к тому, что слушатели теряют представление о содержании вашего выступления.

Начало речи, вступление речи

Третья ошибка вступления. Оратор не привлек внимания аудитории.

Одна из главных задач вступления – привлечь внимание к себе и к теме речи. На худой конец, достаточно привлечь внимание к чему-нибудь одному, или к себе, или к теме. Не нужно считать, что сам факт говорящего человека будет достаточным для привлечения внимания, совсем нет: слушают либо интересного человека, либо интересные мысли.

Четвертая ошибка вступления. Оратор не вызвал доверия у аудитории.

Зачастую эта ошибка является обратной стороной излишнего стремления оратора привлечь к себе внимание. С какой целью вы говорите речь? С целью себя показать или с целью убедить слушающих? Если с последней – то помимо привлечения внимания следует установить контакт с аудиторией, создать заранее благоприятное отношение к тому, что вы собираетесь сказать. Ритору именно во вступлении следует проявить свои положительные качества, начиная с честности и заканчивая доброжелательностью.

Пятая ошибка вступления. Оратор слишком эмоционально начал вступление.

За редким исключением мы говорим перед спокойными аудиториями. Потому не рекомендуется начинать слишком энергично и со множеством восклицаний типа: «Дамы и господа! Друзья!! Коллеги!!! Сегодня! мы собрались с вами!!!» Держать аудиторию в постоянном возбуждении невозможно. Если оратор начал говорить слишком экспрессивно, то чуть позже у людей неизбежно наступит эмоциональный спад, и потому ослабеет внимание к собственно главной части выступления.

Шестая ошибка вступления. Оратор во вступлении рассказывает анекдот.

Почему-то теперь это считается чуть ли не положительной рекомендацией, хотя это грубая ошибка. У вступления не может быть самостоятельной мысли, вступление только подводит к тезису речи, но самостоятельной речью не является. Не нужно отвлекать ваших слушателей посторонними рассказами, анекдотами, случаями из жизни и так далее.

Седьмая ошибка вступления. Оратор сочинил вступление заранее.

Вступление всегда связывает оратора и аудиторию в ее нынешнем состоянии, угадать которое не всегда возможно. Потому писать вступление заранее, тем более выучивать его наизусть, не рекомендуется.

Удачных вступлений и не повторяйте чужих ошибок – совершайте свои.