Упражнение для развития речи, в котором наконец-то появляется Герой.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение тринадцатое.
Есть несколько способов интересно рассказать о чём-нибудь, и среди этих способов есть один правильный. Наша задача – овладеть им.
Для этого нам, во-первых, потребуется герой. Многотысячелетняя практика создания историй намекает нам, что без героя сложно. С героем всегда интереснее. Потому нам нужен герой. Придумайте его, найдите его, даже если у вас презентация на тему разведения арбузов или вторичной структуры РНК-компоненты теломеразы.
Во-вторых, нам потребуется сюжет, то есть череда событий, в которых герой будет участвовать. Сейчас мы изобразим эту череду событий максимально схематично, но даже по этому скелету вы угадаете свой любимый фильм, книгу или пьесу.
Итак, в самом начале мы описываем Героя и его привычную жизнь. Кто такой, чем занимается, что его интересует и куда стремится, как выглядит его мир, что в нём норма, а что нет и так далее.
Потом мы должны рассказать о Событии, которое мир героя перевернёт. Это может быть вселенский катаклизм или незаметная мелочь, но героя это событие должно вывести из равновесия самым очевидным образом.
Герой, видя разрушающуюся из-за события жизнь, ставит перед собой Цель. Понятно, что максимальная цель – это вернуть всё на круги своя, но чтобы это сделать, нужна цель менее глобальная и более конкретная.
Поставив цель, герой начинает преодолевать Препятствия на пути её достижения. Препятствия могут быть любого типа, как внешние, так и внутренние; это могут быть враги и друзья, природа и инопланетяне, внутренние страхи героя или его физическая немощь, что угодно. Главное, что характеризует препятствие – это риск. Когда герой оказывается у препятствия, появляется развилка: можно попытаться преодолеть, можно сдаться и пойти обратно. Если преодолеешь препятствие, будешь ближе к цели. Если пойдёшь обратно, то будешь иметь то, что имеешь. Но если попытаешься преодолеть, и проиграешь, то не только цели не достигнешь, но и можешь лишиться всего, что имеешь сейчас.
Герой рискует и побеждает, пока не добирается до Последнего препятствия, где терпит поражение. Это обязательно, потому что без этого скучно. Потерпев поражение, герой отползает в сторону, пытаясь зализать раны и обдумать месть. Тут неплохо бы герою помочь (подойдет наставник, случайность, забытая подсказка, лежащий неподалёку пистолет, не важно), но можно и не помогать, предоставив ему самому найти в себе скрытые до того резервы, силы и вообще суперспособности.
Наконец герой собирается с духом и преодолевает последнее препятствие. И достигает цели. Тут можно остановиться и порадоваться вместе с героем. Но это ещё не конец.
Герой возвращается туда, откуда пришёл, и понимает, что за время своих приключений он изменился так сильно, что его привычный мир уже перестал его устраивать. Он достиг цели и вернул все вещи на свои места, но теперь ему не хочется жить среди этих вещей, потому что герой теперь – другой. Так возникает возможность продолжения. Вот теперь всё.
Можно добавить двойную концовку, можно придумать несколько целей, можно ввести несколько героев и переплести их сюжетные линии, много чего ещё можно (например, не позволить герою добраться до цели), но основная схема будет такой, как она описана выше. И это лучший способ изложения чего бы то ни было.
Любой ваш рассказ теперь должен быть с героем и сюжетом.