Преподаватель школы ораторского искусства Аргументъ делится своей неожиданной трудностью: о знаках препинания, Лермонтове, полном месяце и перевернутом восклицательном знаке.
В последние дни меня очень беспокоят знаки препинания.
Они просто оккупировали мой мозг и безраздельно властвуют над моей душой: теперь препинаюсь где ни попадя, а это довольно болезненно. Был у меня один преподаватель, который был хорош, но очень часто говорил «э-э-э». Я не замечал этого совершенно, а потом мне указали, и началась каторга – стал слышать только эти «э-э-э» и вскоре буквально возненавидел доцента и его предмет заодно. Сейчас то же самое со знаками препинания, лезут отовсюду в мои глаза, жить не дают.
Вот как обращался с ними Лермонтов в «Герое».
1. «Велев ему выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат… что это? Наконец из сеней выполз мальчик лет четырнадцати».
В одном предложении два тире, многоточие и точка с запятой, притом, что предложение помещается на двух строчках.
2. «Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью».
Предложение из шести слов и одного предлога, а содержит точку с запятой, что за безобразие, а?
3. «Суда, стоящие в пристани, были все – или сторожевые, или купеческие, которые еще даже не начали нагружаться».
Откуда тут тире, ну откуда тут тире?!
Но самое поразительное, что мне попалось:
4. «Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
Два двоеточия подряд! Да еще каких – совершенно необязательных! Этот перл классика нужно будет выучить наизусть.
Вообще, скажу, Лермонтов – он и правда силён и гений, но у него иногда такое можно встретить. В одном абзаце он умудряется сначала написать «полный месяц светил», а через предложение – «луна тихо смотрела». Ну, не знаю, можно было бы и определиться как-то, они даже разного рода. Или вот начала четырех предложений, которые идут подряд: «Я привстал…», «Я не мог полагать…», «Я встал, накинул бешмет…», «Я притаился у забора…»
Им хорошо было писать, они в общеобразовательных школах и не менее общеобразовательных университетах не учились, делали, что хотели. Какие, а! Теперь – буду следовать им; их примеру: который ох! ох, как хорош: неимоверной свободой хорош в первую очередь… и во вторую и прочие очереди – тоже хорош!.. да.
А еще мне нужен новый знак препинания – перевернутый восклицательный знак. Он будет означать упадок всяческих сил, потерю смысла жизни, уничтожение ценностных ориентиров и затуманивание мозгов унылой ленью. Обязательно нужен.