Школа риторики Аргументъ

8 (495) 669-20-85




Ораторские упражнения. Книги

Все упражнения под одной обложкой.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Книга. Ораторские упражнения: практика студии «Аргументъ»

Ораторские упражнения

Что такое ораторское искусство

Тема : Видео

Перед началом изучения риторики следует понять, что такое ораторское искусство. Хотя бы для того, чтобы не изучать лишнего. Или вообще не изучать.

Полнота темы речи

Коротко о теме речи, то есть главной мысли ораторского высказывания, и о ключевых словах темы речи.

Вариант темы речи первый: «Для исправления демографической ситуации в стране нужно вводить многоженство».

Как правильно читать книги

Как правильно читать книги: о чтении, необходимости чтения, правильном чтении и о том чтении, которое следует называть неправильным.

Нам всем еще в школе вложили в голову мысль, что нужно читать книги. И даже объяснили, для чего именно. А мы все поверили. Так возникла самая читающая нация в мире.

Одно из объяснений необходимости чтения – чтобы лучше говорить и писать самому, ради улучшения своей речи, собственного языка. Это достойная цель. Риторика не исчерпывается поставленной речью, но и с большим трудом обходится без нее. Лучше уметь говорить, чем не уметь. Если человек умеет говорить, ему уже можно записываться на ораторские курсы.

Так что мы всецело за то, чтобы развивать речь, улучшать знание языка на уровне речи, то есть улучшать банальный навык составления предложений из слов и абзацев из предложений. Но как этому научиться? Вы не поверите, но лучший способ – читать. Правда. Только читать надо совсем не так, как мы читаем, а иначе.

Виды школ ораторского искусства

Они все называются школами риторики, но преподают совершенно разные вещи.

Каналы восприятия информации

Про каналы восприятия информации, несчастного Альберта Меграбяна и про необходимость говорить, даже если нас хорошо видят.

Считается, что до 80% информации человек получает с помощью глаз, то есть основной канал восприятия у нас визуальный.

На вопрос, кем именно и каким образом был установлен этот факт, ответа нет. Потому что это вовсе и не факт, он никогда не был никем установлен. Просто так принято думать в нашем современном псевдонаучном мире, где балом правят разные NewAge-терапии и всякие весёлые техники нейро-лингвистического программирования, выдающие себя за курсы риторики. Как можно подсчитать проценты, какой методикой пользоваться, что такое «информация» в данном случае – никого подобные скучные вопросы не интересуют.

Некоторые идут еще дальше и утверждают гораздо более детальные вещи, а именно: «Когда мы общаемся, только 7% нашего передаваемого сообщения содержится в словах, 38% содержится в тоне голоса, и 55% содержится в языке тела». Это уже вообще чушь за пределами дозволенного. Обычно ее приписывают Альберту Меграбяну, но совершенно зря. Посмотрите его статью в Journal of Personality and Social Psychology (Mehrabian, Albert, and Wiener, Morton. «Decoding of Inconsistent Communications»), позвольте ему отмыться от грязи невежественных интерпретаторов.

Цены на риторику

О ценообразовании школы риторики Аргументъ — о том, почему у нас так дорого, и о том, почему у нас так дешево.

Все и всегда интересуются ценами, и это нормально. Иногда и некоторые интересуются ценообразованием, и это прекрасно. Для нас разговор о ценах – это разговор о продукте, то есть о самих курсах риторики, которые мы предлагаем, потому мы с радостью говорим на эту тему.

Обычно два вопроса задают нам относительно цены. Вопрос первый – почему так дорого. Вопрос второй – почему так дёшево.

Ответим по очереди, но сначала о риторике.

Что такое ораторское искусство? про какого человека можно сказать, что он хороший оратор? Оратор умеет анализировать аудиторию и себя в глазах аудитории, умеет всесторонне обдумывать тему речи, убеждать с помощью разнообразной аргументации, выстраивать последовательность своего выступления, оратор владеет своей речью на уровне языка и на уровне эмоций, у него богатая жестовая база и отточенные рефлексы речевого управления слушателями.

То есть ораторское искусство – это комплексный набор сильно различных навыков от умения думать, до умения улыбаться, и всё это базируется на определенных теоретических знаниях.

Кому нужно ораторское искусство

Кому нужно ораторское искусство в самом полном его виде. Кто и зачем занимается индивидуально, кто и зачем индивидуально преподаёт. И что их объединяет.

Индивидуальные занятия ораторским искусством – исторически первое и одно из основных направлений деятельности студии риторики Аргументъ.

Мы считаем, что только индивидуальными занятиями можно вывести человека на максимально доступный для него уровень владения ораторским искусством. Без практики перед аудиторией, конечно, ничего не получится, но только индивидуальные занятия смогут раскрыть в человеке весь его потенциал. Именно люди, занимающиеся индивидуально, и являются теми, кому действительно нужно ораторское искусство.

Признаемся, индивидуальные занятия гораздо интереснее и для преподавателя. В группе у него существенно меньше профессиональных вызовов и задач, в групповых занятиях он никогда не растёт над собой и не совершенствуется.

Великие и мы: суть красноречия

Платон, Толстой, Эмерсон, Квинтилиан о сути красноречия.

Платон сказал как-то: «Красноречие есть искусство управлять умами». Это нужно помнить всегда и стараться не выступать перед аудиторией, в которой количество голов значительно превосходит количество умов.

Граф Лев Толстой предвосхитил современную практику расторможенного словоизвержения: «Больше всего говорит тот, кому нечего сказать». И ведь это слова человека, написавшего «Войну и мир»!

Риторика для менеджеров

О том, что должен знать менеджер, если хочет изучать риторику. А также о том, что ему предстоит узнать, когда он начнет изучать риторику. И еще о том, что ему категорически не понравится, если он начнет изучать риторику. Статья для журнала “Консультант”.

Риторика – это наука о целесообразном слове, и это прикладная наука.

Возникла она давно, в Древней Греции, одновременно с зарождением демократии. Хотите влиять на свободных и разумных людей – учитесь риторике, сказали великие софисты и принялись за огромные деньги воспитывать специалистов «речи как инструмента управления». Они учили структурировать желания, воли и умы людей посредством звучащего слова. Риторика была техникой, но и одновременно искусством, а выстроенная речь была произведением этого искусства.

Существовала риторика и в России, но не в последние двести лет. Дело в том, что в XIX веке из школьных программ курс риторики был изгнан, и на смену ему пришла художественная литература, оставшаяся там до сих пор. Результат был ошеломляющим: все научились отличать хорошее стихотворение от плохого и прекрасный роман от безобразного, но одновременно с этим потеряли всякую способность самостоятельно создавать связные тексты и высказывания. Научились понимать и ценить, но отучились говорить.

Сейчас ситуация ничем не лучше – ни в школе, ни в вузе людей говорить не учат, а говорить им все равно приходится. И каждый говорит так, как выходит. Но зачастую выходит так плохо, что впору всерьез задуматься о приобретении специальных навыков грамотной публичной речи. Благо, что нынешние риторы за обучение искусству убеждать берут значительно меньше своих античных коллег, которые за курс просили 30 мин серебра, тогда как, например, небезызвестный Платон был продан в рабство Дионисием, тираном Сиракузским, всего за 20 мин.

Инфляция риторики налицо, но ее падение уже остановилось, и, судя по всему, началось возрождение.

Ораторская теория

Ораторская теория и практика в ораторском искусстве — значение того и другого, сочетания первого и второго, их конфликт и согласие.

Некоторое время назад было модно рекламировать ораторские курсы, рассказывая об их ориентированности на практику.

Чем больше практики, тем лучше. До 80% практики, до 90% практики, до 99% практики. Тот, кто смог бы довести практику до ста процентов, стал бы вершителем судеб и абсолютным гуру ораторского искусства. Так думалось многим еще в начале 2010-х, но сейчас, к счастью, тенденция пошла на убыль.

Вот почему.

Тренинг неуспеха

Мечта сбылась, школа ораторского искусства Аргументъ предлагает испортить жизнь любому. Дорого и с гарантией. Тренинг неуспеха как панацея.

Правда-правда, пора уже вводить тренинг неуспеха.

Специальный курс-тренинг для тех, кому так хорошо, что уже плохо. Количество занятий и программа строго индивидуальны. Тренинг предназначен для выведения человека за рамки таких понятий, как успех, лидерство, эффективное общение, межличностные отношения, разрешение конфликтов, формула успеха etc.

Цель курса – опустить человека с небес на землю, вытащить его из матрицы искусственных отношений с действительностью, познакомить с жизнью такой, какая она есть на самом деле, и помочь увидеть себя со стороны.

Как выбрать (плохую) школу ораторского искусства

Тема : Видео

Школ, предлагающих овладеть риторикой, всё больше и больше. Умение выбрать среди них ту, которая нужна именно вам — искусство и удача. Зато научиться выбирать плохую школу легко может каждый.

В последний раз о речах президента

Говорение мимо аудитории, отсутствие главной мысли и аргументации, ужасные вступления и заключения — речи президента России плохи настолько, насколько только можно. Последний материал цикла о речах первого лица государства.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

Вам станет понятно, почему мы разочарованы. Ведь мы задумывали эту рубрику, желая использовать речи Дмитрия Медведева, первого лица государства, в учебных целях, но речи оказались такого качества, что даже ошибки изучать по ним нет никакой возможности.

Вообще, по качеству можно выделить три основные группы речей. Во-первых, это речи достаточно хорошие, на положительных примерах которых можно изучать тот или иной ораторский ход или прием. Во-вторых, речи плохие, на отрицательных примерах которых можно разбирать главные ошибки оратора. И есть еще третья группа – это речи настолько плохие, что уже и не речи. Учиться по ним чему-нибудь довольно сложно.

Хотя мы честно пытались, и даже в этот последний раз у нас есть пример с Кремлина.ру

Речь руководителя на Новый год

Речь руководителя на Новый год. Практические рекомендации для тех руководителей, которые не боятся говорить перед своими коллективами. Или боятся. Колонка для журнала «Коммерческий директор».

Самый простой способ подготовить руководителю речь на новогодний корпоратив – это поручить подготовку речи своей секретарше (ведь она закончила все ораторские курсы). Или главе pr-отдела (он не вылезает с тренингов риторики). Или стороннему спичрайтеру.

Тот руководитель, который поступит именно так, одновременно с заказом речи должен написать заявление об увольнении, а еще лучше предсмертную записку и затем сделать харакири. Потому что заказывать свои речи у других людей должно быть стыдно.

Новый год – одна из немногих возможностей выступить разом перед всеми своими подчиненными в неформальной обстановке. Глупо такую возможность упускать, превращая свою речь в формальность, превращая ее в неловкую пятиминутку «монолога ни о чем» перед фуршетом. Помните ли вы хоть одну речь хоть одного Президента РФ на Новый год? Не уподобляйтесь им, отнеситесь к речи серьезно.

1. Забудьте о том, что хотите сказать конкретно вы. Это никому не интересно, кроме вас. Думайте о том, что хотят услышать ваши подчиненные. Подумайте об их проблемах, запросах и ожиданиях. Реальных проблемах и ожиданиях. Вот об этом и только об этом вы будете говорить. Ваша речь – это решение проблемы аудитории. Оратора будут слушать лишь тогда, когда он говорит ради аудитории, на те темы, которые ей интересны. Новый год не является темой вашей речи, это повод. Найдите настоящую животрепещущую тему и заверните ее в новогоднюю обертку.

Переделываем речь президента в Ярославле

Про Ярославль и про речь президента, которая может быть достойна Ярославля, а может и не быть.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

А сейчас мы снова покажем, как минимальная риторическая прическа текста может существенно изменить его.

Переделывать будем, оставляя те же самые идеи, что и в оригинале, оставляя язык, обороты речи, пафос и стиль. Менять будем только структуру развития мысли. То есть у нас не будут получаться шедевры ни в коем случае. Мы будем просто править, слегка изменять. Упражнение уровня детской риторики.

Но этого, надеемся, хватит, чтобы показать разительное отличие пусть неуклюжей, но речи, от пускай и прекрасного, но всего лишь набора абзацев.

Начинаем.

Как выглядят занятия ораторским искусством

Что можно ожидать от занятий риторикой, а чего точно на них не будет.

О стоимости курса риторики

Вся правда о том, почему сейчас курс ораторского искусства стоит невообразимо мало. Платон не даст соврать.

Античные риторы за свой курс просили 30 мин серебра.

Переделываем речь президента перед молодежью

Молодежь на Форуме победителей, президент на Форуме победителей, речь на Форуме победителей и речь, которую надо было говорить на Форуме победителей.

Первый пост в этой теме объясняет, зачем мы это делаем. То есть разбираем речи Дмитрия Медведева (точнее его спичрайтеров) в его бытность президентом России. Почитайте.

А сейчас мы покажем, как минимальная (уровня детской риторики) риторическая прическа текста может существенно изменить его.

Начинаем.

ОРИГИНАЛ.
Речь президента РФ на всероссийском молодёжном Форуме победителей «Прорыв» 2009.

***

Привет всем!

Сегодня здесь проходит Форум победителей. Все, кто присутствует в этом зале, все вы – победители. Победители не только в тех номинациях, которые здесь объявлялись, – победители в тех вопросах, в тех отраслях, которыми вы занимаетесь, в тех делах, которые вы делаете.

Ораторское упражнение тридцатое. Упражнения для дикции

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Ораторское упражнение двадцать девятое

Загадочное, задорное, задумчивое, зверское, злодейское, злое и так далее упражнение с языком и мышлением.

В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.

Упражнение двадцать девятое.

Перед вами эпитеты, и их много, они красивы и разнообразны. Ваша задача – подобрать к каждому эпитету существительное, но так, чтобы эти существительные не повторялись. Род можете менять по своему усмотрению – мужской, женский, средний, любой.

Ангельский, аристократический, аскетический, бандитский, безвольный, бездумный, беззаботный, безмятежный, беспечный, бессмысленный, бесхитростный, библейский, благодарный, благодушный,

Каким должен быть преподаватель риторики

Тема : Видео

Есть несколько типов преподавателей ораторского искусства. Они очень разные, с разными сильными и слабыми сторонами.