Когда взрослый человек хочет заниматься дикцией – это всегда вызывает уважение. Мы, разумеется, можем дать ему различные упражнения на дикцию, специально созданные для ломания языка, и даже можем следить за тем, как он эти упражнения будет делать. И за успехами можем следить тоже. Но.
Рубрика «Вокруг и около» будет о личном. То есть о том, чем захотят поделиться наши сотрудники, но что странно выглядело бы под громкой вывеской ораторских курсов. Личное, оно и есть личное, что тут скажешь, оно всегда где-то вокруг и около…
Дружелюбный тон частным записям на этом блоге задает предисловие самого угрюмого преподавателя «Аргумента».
Все виды блогов создал Розанов. Который Василий Васильевич. Остальные – его последователи, стремящиеся, так же как и он, изливать интимное в мир в виде дневниковых черновых записей «почти для себя».
Всем нравится как примитивный процесс самообнаружения, так и наблюдение за этим процессом. Всем нравится эксплуатировать себя в качестве основного материала своей прозы. Всем нравится намеренная необязательность в выборе поводов к высказываниям. Нравится лоскутность изложения, подвижность позиции и провокативность как средство поддержания диалога с читателем.
Розановщина затопила собой интернет-тексты, почти обо всем теперь можно прочесть в стиле a la Розанов, но иногда не хочется «a la». Иногда хочется Автора, а не эпигонов. Легко, господа. Вот он, Василий Васильевич Розанов в чистом виде, специально написавший предисловие к этому блогу:
Студия риторики Аргументъ предлагает новую услугу – написание текстов выступлений.
То есть услугу спичрайтинга, если говорить по-русски: http://www.argument-studio.ru/speechwriting
Упражнение для развития речи, в котором вопросов больше, чем ответов.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение двенадцатое.
Умение задавать вопросы определяет вашу успешность в диалоге. Даже целые споры можно выигрывать, используя лишь умело поставленные вопросы. Как именно – об этом в теории убеждения, в теории диалога и в теории полемики, но сейчас нас интересуют вопросы сами по себе. Как инструмент. Либо он есть, либо его нет.
Упражнение для развития речи, в котором ставится диагноз современному обществу.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение одиннадцатое.
В наше время, время пожинания плодов расцвета детективов XX века, люди стали хитры и подозрительны. Мы во всём видим скрытый смысл или, как минимум, хотим его найти. Любой факт перестал для нас быть фактом и стал признаком чего-то другого. Капля упала на ладонь – кажется, начинается дождь. Парень долго смотрит на девушку – наверное, влюбился. Коллега пролистывает предложения турагентств – похоже, собирается в отпуск.
Мы перестали видеть мир, мы видим знаки. Нам не интересно то, что происходит здесь и сейчас, нам хочется понять, симптомом чего являются наблюдаемые нами события. И потому мы разучились описывать, мы умеем только объяснять.
Некролог в газету.
Львович много курил, пил много кофе, много играл в преферанс и виртуозно матерился.
Он не дружил с начальством. На 8 марта женщинам он дарил видеоклипы Playboy’я. Он был худым, всегда ходил в куртке с огромным капюшоном, носил очки с красными линзами, рисовал в свое удовольствие и писал стихи на потеху. Не знаю, сколько ему было лет, но моих родителей старше он был сильно.
Он был нашим режиссером, он был режиссером театра-студии, где мы проводили все свое внешкольное время в старших классах.
По вечерам на неделе и целыми выходными мы зависали в его «кабинете» с фотографией Станиславского, подписанной «Любимому ученику», с разрисованными стенами до потолка, с полом, из коврового покрытия которого Львович по мере надобности делал куклы для спектаклей, с какими-то чудаковатыми вещами, именуемыми «реквизитом», и огромным катушечным магнитофоном с неизменным Toto Cutugno, под которого мы позже поставили «Три апельсина» Филатова.
Упражнение для развития речи, благодаря которому любой научится делать изящные комплименты, хотя само упражнение этому не учит.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение десятое.
В конце XIX века среди мужчин Парижа одно время было модно влюбляться в актрису «Комеди Франсез» Жанну Самари. Ренуар даже написал несколько её прекрасных портретов, а Дюма-сын сказал в её адрес один из лучших комплиментов в истории комплиментов: «Ну и глазищи же у вас, Жанна. Так и подмывает их выколоть».
Когда вы последний раз говорили кому-нибудь комплимент?
Упражнение для развития речи, которое заставит вас конспектировать свою жизнь.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение девятое.
Знаете, почему американцы постоянно говорят о себе? Потому что рассказ о себе – это лучший способ познакомиться с другим. А у нас никто не говорит о себе, вот и возникают сложности в общении при первой встрече. Но как начать говорить о себе, если это не свойственно нашей культуре? Мы будем говорить о себе косвенным образом. Мы будем рассказ о себе подавать не как рассказ о себе, а как доказательство какой-то своей мысли.
Упражнение для развития речи, в котором Александр Пушкин даёт мастер-класс.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение восьмое.
Можно написать так: «Леонора, я уезжаю. Прости. Ты навсегда останешься в моём сердце».
А можно так: «Я еду, милая Леонора, оставляю тебя навсегда. Пишу тебе, потому что не имею сил иначе с тобою объясниться. Счастье мое не могло продолжиться. Я наслаждался им вопреки судьбе и природе. Ты должна была меня разлюбить; очарование должно было исчезнуть. Эта мысль меня всегда преследовала, даже в те минуты, когда, казалось, забывал я все, когда у твоих ног упивался я твоим страстным самоотвержением, твоею неограниченною нежностью… что было б тогда со мною? Нет! лучше умереть, лучше оставить тебя прежде ужасной этой минуты… Прости, Леонора, прости, милый, единственный друг. Оставляя тебя, оставляю первые и последние радости моей жизни… отрываюсь от этого письма, как будто из твоих объятий; прости, будь счастлива». (А.С. Пушкин, «Арап Петра Великого», неоконченный роман, 1827 г.)
Упражнение для развития речи, которое с самого начала заявляет, что собирается свести вас с ума.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение седьмое.
Это упражнение поможет вам приобрести психическое расстройство, известное в науке как Dementia praecox. Или поможет от него избавиться.
Dementia praecox переводится как «преждевременное слабоумие», но поскольку современные врачи всё хуже знают латынь, а слабоумие всё реже бывает преждевременным, для этого расстройства придумали другой термин – шизофрения.
Упражнение на управляемую шизофрению.
Упражнение для развития речи, в котором придётся утешать детей, взрослых и стариков.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение шестое.
Если вы учитесь у нас в школе или читали книжки об ораторской теории, вы знаете, что аудитория делает три разных акцента на речи выступающего. Именно аудитория, а не оратор. Оратор может говорить что угодно, но слушатели вначале будут обращать внимание на него, потом на его убедительность, а потом на то, к чему он их призывает. Можете вспомнить себя во время чужих выступлений, вы делали именно так: а) кто это вообще там говорит? б) говорит ли он умно или чушь? в) и что же он от меня-то хочет?
Упражнение для развития речи, в котором много слов и мало между ними связи. Но вы всё исправите.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение пятое.
Представьте себя участником события, которое начинается с welcome drink.
Это может быть официальная презентация, деловой приём, бал, маскарад, бал-маскарад и вообще любое частное или корпоративное торжество. Вы общаетесь с группой людей, не преследуя никаких особых целей. Разговор складывается таким образом, что в один момент все ваши собеседники затихают, смотрят на вас и ждут короткого рассказа, который поразит их до глубины души.
Упражнение для развития речи, которое научит быть как Достоевский и даже еще хуже.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение четвертое.
Расскажите историю. Наверное, половина заданий по развитию речи начинается именно так. Расскажите историю.
После чего расскажите её подробнее. Ту же самую историю, с тем же самым содержанием, но подробнее. Это не будет сложно, ведь теперь вы свой рассказ не придумываете, а лишь развиваете. Там наверняка остались какие-то лакуны, тёмные пятна, пробелы, недоговорённости – на них и обратите своё внимание.
Теперь у нас есть история, в которой нет изъянов. Пора её испортить. Представьте, что вы Фёдор Михайлович Достоевский. Вы не можете сдерживать свой гений, не можете остановиться, вы рассказываете эту историю в третий раз – ещё более подробно, ещё более точно и всеобъемлюще, никто не забыт и ничто не забыто, вы раскрыли все карты и посветили фонариком во все углы. От вашей въедливости должно тошнить.
Упражнение для развития речи, которое предложит составить сто предложений и будет мешать это сделать.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение третье.
Чуть ниже вы видите окончания предложений.
Задание элементарно и заключается в следующем: нужно для этих предложений придумать начала. И, разумеется, сделать так, чтобы начала хорошо сходились с концами. Но чтобы придумывать было не слишком просто, ещё ниже даны темы, которым следует создаваемые предложения посвятить. Темы самые обычные.
Упражнение для развития речи, в котором спрятался котёнок.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение второе.
Млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных, одно из наиболее популярных «животных-компаньонов», одиночный охотник на грызунов и других мелких животных. Это кошка, как вы догадались. А еще это – логическое определение, оно же словарное, оно же – самое точное и ничего при этом не выражающее. Вряд ли вы пользуетесь такими определениями, и это хорошо.
Плохо то, что вы вообще редко пользуетесь определениями.
Упражнение для развития речи про больную голову.
В этой рубрике мы предлагаем различные ораторские упражнения, улучшающие речь. Все упражнения многократно проверены на клиентах школы риторики «Аргументъ», все упражнения работают и действительно улучшают речь.
Упражнение первое.
Расскажите историю. Самую простую и незамысловатую историю, даже можно в меру бестолковую (если сможете) и неряшливую как по сюжету, так и по содержанию. Например, о том, как вы ходили в магазин за хлебом.
Теперь расскажите эту же историю, но про что-нибудь другое. То есть вы опять рассказываете о том, как ходили в магазин за хлебом, но теперь вы говорите о том, как у вас весь день болела голова.
Ваша задача – в один рассказ запихнуть другой. Причём, запихнуть изящно. Пусть мы говорим про магазин и хлеб, но одновременно мы будем говорить и про больную голову. В конце концов, с больной головой не только же в магазин за хлебом ходят, но и успешно совершают разные общественно-значимые деяния.
Простой как выстрел сайт студии риторики Аргументъ содержит всего несколько страниц, цель которых – перевернуть ваше представление о классической риторике.
Студия Аргументъ: http://www.argument-studio.ru/
О нас: http://www.argument-studio.ru/o-studii
Ораторские курсы: http://www.argument-studio.ru/oratorskie-kursy
Искусство спора: http://www.argument-studio.ru/iskusstvo-spora
Индивидуальные занятия: http://www.argument-studio.ru/individualnye-zanyatiya
Материалы: http://www.argument-studio.ru/blog